Долой бензин? Экономим деньги с ГБО, за и против

Долой бензин? Экономим деньги с ГБО, за и против
Автор: Autodoc.kg    icon 513

Газ в качестве альтернативы бензину уже давно не новость. В конце 80-х годов прошлого века газобаллонные установки массово устанавливали на коммерческий и пассажирский транспорт. Очевидная выгода была, но технологии не могли обеспечить надежности и безопасности. Сегодня все изменилось.


Что нужно знать перед установкой ГБО

Мы понимаем, что установка газобаллонного оборудования параллельно с основной системой питания — серьезная реконструкция автомобиля. Отважившись на такую переделку, хозяин машины должен ответить себе на несколько вопросов:

  • Готов ли я отдать круглую сумму (по скромным подсчетам, от 1000 долларов) за оборудование, установку и оформление ГБО.
  • Насколько развита инфраструктура газовых заправок и СТО для настройки, обслуживания и регулировки газовой аппаратуры в моем регионе. Это важно, поскольку потраченный бензин на дорогу до ближайшей газовой заправки может перечеркнуть всю экономию.
  • Есть ли у меня возможность регулярно посещать эту заправку — газ в канистру не заправишь и с собой в дорогу не возьмешь. Сколько заправил, все твоё, ни больше, ни меньше.
  • Насколько экономически целесообразно вкладывать деньги в установку.

С технической точки зрения потребуется много переделок, нужно будет докупать ряд запчастей кроме основного оборудования. Однако это не проблема, поскольку интернет-магазин Autodoc.kg поможет быстро найти даже редкие комплектующие для любого авто.

Если же перспектива установки газобаллонного оборудования нисколько не смущает, разберемся с нюансами.


Топливо и монтаж ГБО

На теперешнем этапе развития технологий альтернативного топлива для автомобилей газ занимает первое место. Электрификация пока дорогое удовольствие и не слишком надежное. Все газобаллонные системы работают только на двух видах газа:


Метан, для грузовиков

Природный сжатый метан. Исходя из жестких требований к аппаратуре для этого вида топлива, метан широкого распространения не получил. Хотя газ стоит недорого и считается экологически дружелюбным. Основная проблема — огромный вес баллонов, которые должны выдерживать давление за 200 атм. Такие баллоны в малолитражке просто некуда пристроить.

Как следствие, метановые заправки встречаются гораздо реже и строят их далеко не в каждом крупном населенном пункте. А ехать специально заправляться за 100-150 км просто нерентабельно. Основной потребитель метана — тяжелые грузовики и автобусы.


Пропан-бутан, наш вариант

Сжиженный пропан-бутан. Главный претендент на лидерство. Заправочные станции строятся повсеместно, цена пропан-бутана вдвое ниже, чем бензина, хоть этот газ, как и бензин, имеет нефтяное происхождение.

Не возникает проблем и с установкой аппаратуры на легковой транспорт. Сейчас выпускают легкие баллоны любой формы из композитных материалов, которые с легкостью выдерживают 5 атм, необходимых для работы оборудования, и больше. Словом, очевидный выбор — пропан-бутан.


Компоненты ГБО, как это работает

Мы уже знаем, что в конструкцию автомобиля вносятся очень важные изменения. Установку ГБО имеют право выполнять только сертифицированные СТО или спец центры, потому что работы такого уровня сложности без квалификации, особого инструмента и средств диагностики выполнить невозможно.

  • Установка баллона. Ключевой момент для комфортной эксплуатации в дальнейшем. Баки для газа могут устанавливать вместо запаски в багажник или на днище, могут использовать другое пространство по желанию хозяина и в связи с особенностями конструкции машины.
  • Прокладка газовой магистрали и подключение ее к баку. Сложная и кропотливая операция, которая выполняется профессионалом. Учитывается конфигурация кузова, архитектура двигателя и расположение основных компонентов ГБО. Здесь важно соблюдать аккуратность, стерильность и герметичность. Мелочей в этой работе нет.
  • Установка подкапотной газовой арматуры. Не менее важная и ответственная операция, поскольку необходимо врезаться в штатную систему охлаждения и впускной коллектор, установить газовую рампу, редуктор и блок управления.
  • В зависимости от поколения оборудования, сложность настройки будет разной. Четвертое поколение ГБО полностью управляется электроникой (газовым модулем), а настраивается система управления с помощью диагностического компьютерного оборудования.

Водителю остается только заправить баллон, прогреть двигатель на бензине и после этого переключиться на газ. Пока в газовом баке есть топливо, нет необходимости переключаться на бензин, но сделать это можно прямо из салона нажатием одной кнопки.


Считаем плюсы и минусы

Самый жирный плюс газа — экономия на топливе. Далеко ходить не нужно. В апреле 2021 года цена 95-го бензина в Бишкеке составляет 49,7 сома за литр, а за высокооктановый 98-й бензин в сети Bishkek Petroleum придется заплатить 55,1 сома. При этом стоимость газа почти вдвое меньше — от 24,96 до 25,1 сома за литр.

Казалось бы, более чем красноречивые показатели. Однако при этом необходимо учесть, что на газе двигатель потребляет на 10-15% больше топлива. Это зависит и от настроек ГБО, и от качества топлива, и от поколения оборудования. Еще большинство тестов подтверждают, что двигатель на газе проигрывает в мощности бензину. Опять-таки, на тех же 8-10%.


Когда ГБО в тягость

Независимо от того, сколько мы вложили в автомобиль, вернуть стоимость ГБО в полном объеме при перепродаже уже не получится. Слишком серьезные конструктивные изменения, чтобы их скрыть. Не нужно также забывать, что установка дополнительного оборудования вносится в техпаспорт.

А это лишние траты, лишнее оформление документов. Покупатель всегда с подозрением относится к машинам с такими переделками. Во-первых, появляется риск образования дополнительных очагов коррозии, кузов сверлится во многих местах и не все установщики делают свою работу качественно.

Во-вторых, покупателя может оттолкнуть ГБО как источник потенциальной опасности. Действительно, газ опаснее бензина. Однако современные системы исключают возникновение аварийной ситуации с оборудованием, утечки газа и других критических проблем.

Есть еще несколько недостатков при переводе авто на газ:

  • Конструкция системы питания становится сложнее, следовательно, самостоятельно обслужить ГБО смогут не все.
  • То же касается электрооборудования, блоков управления и датчиков. Настройка ГБО — дело тонкое.
  • Подключение дополнительного контура к системе охлаждения для подогрева редуктора увеличивает общий объем антифриза.
  • Дополнительные расходы на ТО. Раз в 12-15 тысяч км пробега нужно менять фильтры очистки газа (тонкой и грубой), а также раз в два года проверять баллон. Иначе техосмотр не пройти.
  • Увеличение массы автомобиля. Каким бы ни был легким баллон, в заправленном состоянии он весит порядка 40-50 кг. Считаем, что возим с собой дополнительного пассажира, плюс изменение нагрузки на штатную подвеску может повлиять на устойчивость и управляемость.

Некоторые владельцы машин с ГБО говорят о снижении динамики. Отчасти это связано с той же увеличившейся массой, отчасти с особенностями работы системы и процесса смесеобразования. Насколько 10-процентная потеря мощности ощутима на практике, спорный вопрос.


Голосуем за ГБО

Плюсов у перевода машины на газ ожидаемо больше. Кроме значительной экономии на горючем, мы получаем ряд объективных преимуществ:

  • Мультитопливный автомобиль будет иметь больший запас хода и большую мобильность, всегда есть возможность переключиться с газа на бензин и наоборот.
  • Количество вредных выбросов в выхлопе сокращается в несколько раз. К тому же во многих странах существуют льготы для газовых автомобилей, в частности, это отражается на снижении налогов.
  • Один из самых важных плюсов ГБО — увеличение ресурса двигателя. Все дело в том, что газ практически не загрязняет масло продуктами сгорания, смазка работает более эффективно, не так часто меняется. Ниже нагрузки на двигатель — дольше служат запчасти и узлы.
  • Октановое число газа выше бензинового, в среднем 105 единиц. Это говорит о том, что детонация практически исключается, ударных нагрузок на поршневую, коленвал, вкладыши, ГРМ и кольца в разы меньше.

Взвесив все «за и против» установки ГБО на автомобиль, каждый примет свое решение. Все же нужно помнить, что практика показала рентабельность установки газового оборудования только в тех случаях, когда годовой пробег составляет не менее 35-40 тысяч км. Причем с ростом цен на бензин уменьшается и период окупаемости системы.


Автор статьи: интернет магазин Autodoc.kg

Обсуждение

Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...

Войти