Прицеп: ПДД, штрафы, ограничения

14044 0

Прицеп кажется простой вещью: купил, зацепил за автомобиль и поехал. Но с точки зрения Правил дорожного движения и законодательства прицеп — это полноценное транспортное средство со своими требованиями. Разберём по порядку, что важно знать водителю в Кыргызстане.


1. Что такое прицеп по ПДД КР

Определение «Прицеп» в ПДД КР

«Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

(ПДД КР, пункт 1.2)

Определение «Автопоезд» в ПДД КР

«Автопоезд» – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

(ПДД КР, пункт 1.2)

То есть прицеп — это не «дополнение» к машине, а отдельное несамоходное транспортное средство, которое образует автопоезд вместе с механическим транспортным средством (легковым автомобилем, грузовиком, автобусом и так далее).


2. Регистрация прицепа

Вопрос регистрации прицепов регулируется не только Правилами государственной регистрации транспортных средств, но прежде всего Законом Кыргызской Республики «О дорожном движении в КР». Именно в Законе прямо указано, какие транспортные средства подлежат регистрации и перерегистрации.

Регистрация прицепов 

Регистрации (перерегистрации) подлежат автомобили, автомобильные тягачи, автобусы, микроавтобусы, мотоциклы, мотоколяски, мотонарты, мопеды, трициклы и квадроциклы, а также тракторы, самоходные технологические машины, прицепы, полуприцепы, буксируемые транспортными средствами.

(Закон КР «О дорожном движении в КР»)

Важно

Закон не устанавливает никаких исключений по массе или грузоподъёмности прицепа. Неважно, небольшой это лёгкий прицеп для дачи или тяжёлый прицеп под груз — с точки зрения Закона любой прицеп подлежит государственной регистрации.

На практике это означает, что прицеп необходимо поставить на учёт, получить свидетельство о регистрации и государственный номерной знак в ГЦ РТСВС.

Процедура регистрации прицепа в ГЦ РТСВС аналогична постановке на учёт любого другого транспортного средства: оформляется техпаспорт, присваивается госномер, данные вносятся в реестр.


3. Категории водительских прав для буксировки прицепа

Для управления автомобилем с прицепом важны не только характеристики самого прицепа, но и категория водительского удостоверения. Ниже — обобщённая схема по категориям и прицепам.

Категория ВУ Прицеп, который можно буксировать
B
  • 1) Прицеп с разрешённой максимальной массой (РММ) до 750 кг.
  • 2) Прицеп с РММ более 750 кг — при одновременном выполнении условий:
  • — РММ прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки;
  • — РММ состава (автомобиль + прицеп) не превышает 3500 кг.
BE Разрешена буксировка любых прицепов, в том числе тяжёлых, при соблюдении технических требований к автопоезду.
C Прицеп с РММ до 750 кг.
CE Разрешена буксировка любых прицепов и полуприцепов к транспортным средствам категории C.
D Прицеп с РММ до 750 кг.
DE Разрешена буксировка любых прицепов и полуприцепов к транспортным средствам категории D.
Важно

Прицеп с разрешённой максимальной массой до 750 кг можно буксировать с любой основной категорией (B, C или D), если иные ограничения не установлены конструкцией транспортного средства или условиями эксплуатации.

Для тяжёлых прицепов (свыше 750 кг) чаще всего требуется подкатегория с буквой «E» (BE, CE, DE).

Пример расчёта для категории B

Допустим, в техпаспорте автомобиля указано:

  • разрешённая максимальная масса (РММ) автомобиля — 1900 кг;
  • масса без нагрузки — 1400 кг.

Водитель с категорией B может буксировать прицеп с РММ до 1400 кг, если:

  • РММ прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки (1400 кг ≤ 1400 кг);
  • РММ состава не превышает 3500 кг (1900 + 1400 = 3300 кг).

В этом примере оба условия соблюдены, значит движение автомобиля с таким прицепом допускается с категорией B.


4. Документы при движении с прицепом

Поскольку прицеп является транспортным средством, при движении на автомобиле с прицепом водитель должен иметь при себе не только документы на автомобиль, но и документы на прицеп.


5. Скоростные ограничения для автомобилей с прицепом

ПДД КР устанавливают отдельные ограничения скорости именно для легковых автомобилей с прицепом. Для транспортных средств других типов (грузовики, автобусы и так далее) дополнительные ограничения из-за прицепа не вводятся.

Условия движения Максимальная скорость для легкового автомобиля с прицепом
Автомагистраль 90 км/ч
Вне населённого пункта 70 км/ч
В населенном пункте 60 км/ч
В жилых зонах 10 км/ч
Важно

Ограничения связаны с типом транспортного средства, а не с категорией водительского удостоверения.

Если, например, небольшой грузовик (вроде «Газели») или пикап с заводской классификацией как грузовой автомобиль едет с прицепом, к нему применяются общие скоростные лимиты для данного вида ТС, а не ограничения для «легкового автомобиля с прицепом».

То есть дополнительные ограничения по скорости прямо установлены только для легковых автомобилей с прицепом.


6. Знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено»

3.7

Знак 3.7 "Движение с прицепом запрещено". Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств. Знаки 3.2–3.9, 3.32–3.34 запрещают движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Подробнее

Важно

В формулировке знака речь идёт о грузовых автомобилях и тракторах, а не о всех транспортных средствах подряд.

Знак запрещает движение:
— любых грузовых автомобилей с прицепами или полуприцепами;
— любых тракторов с прицепами;
— любую буксировку механических транспортных средств.
Легковые автомобили с прицепом под действие этого знака по формальному тексту не подпадают.


7. Технический осмотр прицепа

Требования к прохождению технического осмотра зависят от того, как используется прицеп — в личных целях или в предпринимательской деятельности.

Статья 16. Технический осмотр транспортных средств

1. Техническому осмотру подлежат наземные транспортные средства: 1) используемые в предпринимательской деятельности по перевозке: - пассажиров (в том числе легковые автомашины (такси); - грузов; - опасных грузов;

(Закон КР «О дорожном движении в КР»)

Когда прицеп обязан проходить техосмотр
  • прицеп используется для перевозки грузов в предпринимательской деятельности;
  • прицеп используется для перевозки опасных грузов;
  • прицеп входит в состав специального или специализированного транспортного средства, для которого предусмотрен обязательный техосмотр.

Если прицеп используется только в личных целях (например, для дачи или отдыха) и не задействован в предпринимательской деятельности по перевозке грузов, прохождение техосмотра для него не требуется.


8. Главные выводы

Кратко по прицепам в Кыргызстане
  • Прицеп — полноценное транспортное средство по ПДД КР, хотя и несамоходное.
  • Любой прицеп подлежит регистрации по Закону КР «О дорожном движении», независимо от массы.
  • Для прицепов до 750 кг РММ во многих случаях достаточно основной категории (B, C или D); для тяжёлых прицепов чаще всего требуется категория с буквой «E».
  • Легковым автомобилям с прицепом установлены сниженные скоростные лимиты по сравнению с движением без прицепа.
  • Знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено» формально касается грузовиков и тракторов с прицепами, а также любой буксировки механических ТС.
  • Техосмотр прицепа обязателен, если он используется в предпринимательской деятельности по перевозке грузов; при личном использовании прохождение техосмотра не требуется.

Обсуждение

Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...

Войти