Как измеряется уровень шума в автомобиле?

Фото: vseverske.info

Как измеряется уровень шума в автомобиле?
Автор: joldo.kg    icon 1311

Процедура измерения уровня шума выпуска отработавших газов в автомобиле подробно описана в ГОСТ 33997-2016

Где замеряется уровень шума?

5.10.1 Уровень шума выпуска отработавших газов двигателя КТС категорий М, N, L измеряют при работе на холостом ходу двигателя неподвижного КТС с помощью шумомера, соответствующего требованиям приложения Ж.

5.10.2 Уровень шума проверяют в закрытых производственных помещениях. Удовлетворительный результат проверки в закрытом помещении указывает, что на открытой площадке проверяемое КТС тем более будет соответствовать нормативным требованиям. При неудовлетворительном результате проверки в помещении допускается его уточнение путем повторного выполнения той же процедуры проверки на открытой площадке. 

5.10.3 Пост проверки шума выпуска отработавших газов двигателя КТС в закрытом помещении должен обеспечивать возможность размещения КТС, при котором микрофон окажется на удалении от шумоотражающих объектов (стен, выступов, шкафов, других КТС) не менее 1,5 м во всех направлениях. По соображениям безопасности труда шум выпуска отработавших газов двигателя КТС в производственных помещениях допускается проверять только при открытых въездных (выездных) воротах. 

5.10.4 Площадка должна обеспечивать возможность размещения КТС, при котором расстояния от микрофона до ближайших крупных шумоотражающих объектов (строений и других КТС) будет не менее 3 м. Для проверки КТС категорий L используют прямоугольную площадку, размеры которой обеспечивают расстояние от внешнего края КТС (без учета руля) до препятствий не менее 3 м. 

5.10.5 Площадка должна иметь твердое покрытие, наличие снежного покрова (исключая лед) на площадке не допускается. 

5.10.6 Перед измерениями осматривают на подъемнике или осмотровой канаве компоненты КТС, влияющие на уровень шума выпуска. При выявлении неполной комплектации систем впуска и выпуска или вызывающих подсос воздуха повреждений и дефектов системы впуска, либо вызывающих утечку отработавших газов и/или подсос воздуха повреждений системы выпуска, а также отсутствия или неполной комплектации дополнительных устройств снижения шума (капсул, экранов) проверку шума выпуска отработавших газов не выполняют, а КТС признают не соответствующим установленным требованиям по шуму. 

5.10.7 Перед измерениями холодный двигатель прогревают до минимальной рабочей температуры, рекомендованной изготовителем в эксплуатационной документации КТС. При отсутствии этих данных температуру охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя доводят до плюс 60°С. Температуру охлаждающей жидкости (моторного масла) на КТС с заведомо прогретым двигателем допускается не измерять.

Как проводится проверка уровня шума?

5.10.8 Проверку шума выпуска отработавших газов КТС выполняют в следующей последовательности.

5.10.8.1 КТС размещают на рабочем посту или площадке по 5.10.3 или 5.10.4. 

5.10.8.2 Заглушают двигатель. 

5.10.8.3 Затормаживают КТС стояночной тормозной системой. 

5.10.8.4 Подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов. 

5.10.8.5 На КТС, не оборудованных штатным тахометром, открывают капот и подсоединяют датчик (или разъем) внешнего тахометра в соответствии с инструкцией по эксплуатации тахометра, который размещают в поле зрения проверяющего. 


5.10.8.6 Устанавливают микрофон согласно позиции 7 на рисунке К.1 приложения К для КТС категорий М и N или согласно рисунку К.2 приложения К для КТС категорий L: 

  • а) устанавливают микрофон над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке К.1 приложения К); 
  • б) микрофон размещают на расстоянии (0,5±0,05) м от среза выпускной трубы (позиции 1-5 на рисунке К.1 приложения К); 
  • в) главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более ±15° и составлять угол 45°±15° с вертикальной плоскостью, содержащей ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1-5 на рисунке К.1 приложения К); 
  • г) для КТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне КТС или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2 на рисунке К.1 приложения К); 
  • д) для КТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3 на рисунке К.1 приложения К); 
  • е) для КТС с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавливают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии (0,5±0,05) м от ближайшей стороны КТС. Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6 на рисунке К.1 приложения К); 
  • ж) для двухколесных КТС категорий L микрофон устанавливают на уровне высоты среза выпускной трубы или на высоте не менее 0,2 м над опорной поверхностью. Микрофон ориентируют на срез выпускной трубы на удалении (0,5±0,05) м от него. Ось максимальной чувствительности микрофона ориентируют параллельно опорной поверхности под углом 45°±15° к вертикальной плоскости, проходящей через срез выпускной трубы в направлении выброса отработавших газов; 
  • и) если КТС категории L оборудовано несколькими выпускными трубами, расстояние между продольными осями которых не более 0,3 м, то микрофон ориентируют на срез выпускной трубы, расположенный более высоко над опорной поверхностью. Если расстояние между осями выпускных труб более 0,3 м, то измерения проводят для каждой выпускной трубы и учитывают максимальное значение. 

5.10.8.7 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера. 

5.10.8.8 Устанавливают рычаг переключения передач (для КТС с автоматической коробкой передач - избиратель передач) в нейтральное положение. 

На КТС категорий L переключатель скоростей устанавливают в нейтральное положение. Если передача не может быть отключена, обеспечивают возможность вращения ведущего колеса без нагрузки, например, путем вывешивания. 

5.10.8.9 С помощью шумомера измеряют фон шумовых помех (окружающий шум). При этом включают режим эквивалентного (среднего по времени) уровня звука, продолжительность измерения не менее 30 с. Микрофон шумомера ориентируют перед срезом выпускной трубы, как и при измерении звукового давления отработавших газов двигателя. В случае превышения фоном шумовых помех нормативного ограничения проверку уровня шума КТС не выполняют до устранения источника шумовых помех, после чего повторяют измерение шумового фона. 

5.10.8.10 Запускают двигатель КТС и проверяют по показаниям тахометра КТС возможность поддержания минимальной ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой) и целевой ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой) частот вращения коленчатого вала двигателя в пределах, установленных изготовителем в эксплуатационной документации. 

5.10.8.11 При работе двигателя КТС в режиме холостого хода с минимальной частотой ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой) вращения педалью управления подачей топлива устанавливают целевую частоту ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой) вращения с отклонением не более ±100 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой), контролируя частоту по тахометру. 

При отсутствии штатного тахометра на КТС используют внешний стробоскопический тахометр или тахометр с датчиком импульсов в высоковольтном проводе системы зажигания либо датчиком импульсов деформации трубопровода высокого давления системы питания дизеля. Для измерения частоты вращения открывают капот двигателя КТС, наносят метку на деталь, вращающуюся с частотой коленчатого вала двигателя, или подсоединяют датчик тахометра к свече зажигания или трубопроводу высокого давления дизеля. По показаниям тахометра считывают частоту вращения в соответствии с указаниями изготовителя тахометра в инструкции по эксплуатации. 

Режим целевой частоты ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой) вращения коленчатого вала двигателя выдерживают в течение 5...7 с. 

Для двухколесных КТС категорий L используют одно из двух значений целевой частоты:

  • - 75% частоты вращения, соответствующей максимальной мощности двигателя, для КТС с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, не выше 5000 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой); 
  • - 50% частоты вращения, соответствующей максимальной мощности двигателя, для КТС с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей максимальной мощности, более 5000 минГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой). 

5.10.8.12 Педалью управления подачей топлива ступенчато устанавливают минимальную частоту ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой) вращения и в течение всего периода снижения частоты вращения вала двигателя до установления минимальной частоты ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой) вращения измеряют шумомером уровень шума выпуска отработавших газов двигателя КТС. 

5.10.9 Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное в период выдержки целевой частоты вращения и ее сброса до установления минимальной частоты вращения. Результат измерения признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 - в сторону увеличения. Результат сравнивают с установленным изготовителем в эксплуатационной документации, а при его отсутствии - с предельно допустимым значением по 4.9.9.


Обсуждение

Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...

Войти