Переоборудование: Фаркоп

3457 0

В этой статье разобрано, когда фаркоп можно установить без регистрации, а когда его установка считается переоборудованием и требует разрешения ГУОБДД и оценки соответствия требованиям технических регламентов.


1. Что такое фаркоп (ТСУ)

Фаркоп (тягово-сцепное устройство, ТСУ) — это конструктивный элемент, предназначенный для соединения транспортного средства с прицепом и передачи на него тягового усилия. Наличие фаркопа позволяет буксировать прицеп только при соблюдении требований технических регламентов, правил переоборудования и Правил дорожного движения Кыргызской Республики.


2. Когда регистрация фаркопа не требуется

Регистрация установки фаркопа не требуется только в том случае, когда он является штатным оборудованием транспортного средства.

Штатный фаркоп

Фаркоп считается штатным, если:

  • его наличие предусмотрено одобрением типа транспортного средства (ОТТС) или руководством по эксплуатации;
  • на автомобиле предусмотрены штатные точки крепления для установки ТСУ;
  • устанавливается оригинальный фаркоп или одобренный производителем аналог, предназначенный для этой модели.

В такой ситуации установка ТСУ не считается переоборудованием и не требует отдельного разрешения ГУОБДД или регистрации изменений в конструкции.


3. Когда установка фаркопа считается переоборудованием

Установка фаркопа относится к внесению изменений в конструкцию транспортного средства, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • конструкцией автомобиля не предусмотрена установка ТСУ (нет указаний в ОТТС или инструкции, отсутствуют штатные точки крепления);
  • устанавливается нештатное или универсальное ТСУ, не входящее в перечень оборудования, одобренного производителем;
  • используется самодельное тягово-сцепное устройство.
Важно

Во всех перечисленных случаях установка фаркопа рассматривается как переоборудование. Она допускается только при соблюдении порядка, установленного Правилами проведения переоборудования транспортных средств и с обязательной оценкой соответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.

Процедура переоборудования включает, как правило:

  • обращение в ГУОБДД с заявлением о внесении изменений в конструкцию ТС;
  • предварительный осмотр автомобиля;
  • установку оборудования на сервисе с учетом требований завода-изготовителя и Техрегламента;
  • прохождение оценки соответствия в аккредитованной испытательной лаборатории;
  • получение свидетельства о соответствии внесённых изменений;
  • регистрацию изменений в органах регистрации транспортных средств.

4. Обязательные документы на фаркоп

Чтобы установленное тягово-сцепное устройство считалось законным, должны быть в наличии следующие документы:

  • Документы на транспортное средство: руководство по эксплуатации, сведения из одобрения типа транспортного средства (ОТТС) о возможности буксировки прицепа и наличии штатных точек крепления.
  • Документы на фаркоп: инструкция или каталог применимости, подтверждающий, что ТСУ предназначено для данной модели автомобиля.
  • Документ о соответствии: декларация или сертификат соответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Нужно ли возить документы с собой?

Возить указанные документы в автомобиле и предъявлять их инспектору по первому требованию не обязательно. Однако при возникновении вопросов со стороны контролирующих органов наличие этих документов позволит подтвердить законность установки фаркопа и соответствие конструкции требованиям технических регламентов.


5. Самодельный фаркоп

Самостоятельно изготовленное тягово-сцепное устройство всегда рассматривается как изменение конструкции транспортного средства. Его эксплуатация допускается только после:

  • получения разрешения на переоборудование в ГУОБДД;
  • прохождения оценки соответствия в аккредитованной лаборатории;
  • оформления свидетельства о соответствии внесённых изменений;
  • внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Запрет эксплуатации

Использование самодельного фаркопа без оценки соответствия и без оформления переоборудования противоречит требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и Правил переоборудования. Такое транспортное средство может быть признано несоответствующим установленным требованиям и не допущено к участию в дорожном движении.


6. Если фаркоп уже установлен

Если на приобретённом или ранее эксплуатируемом автомобиле уже установлен фаркоп, рекомендуется:

  • проверить наличие инструкции или каталога применимости, подтверждающего, что ТСУ предназначено для данной модели;
  • убедиться в наличии декларации или сертификата соответствия на фаркоп;
  • при покупке автомобиля с фаркопом получить все связанные с ним документы у предыдущего владельца;
  • при отсутствии документов уточнить у производителя ТСУ возможность их восстановления или выдачи копий.

Если окажется, что конструкцией автомобиля установка фаркопа не предусмотрена или используется самодельное ТСУ, может потребоваться прохождение установленной процедуры переоборудования и оформления внесённых изменений.


7. Краткие выводы

  • Штатный фаркоп, предусмотренный конструкцией автомобиля и установленный по требованиям завода-изготовителя, как правило, не требует отдельной регистрации и не считается переоборудованием.
  • Нештатные, универсальные и самодельные ТСУ относятся к внесению изменений в конструкцию транспортного средства и могут устанавливаться только при соблюдении порядка переоборудования, с оценкой соответствия требованиям технического регламента.

Нормативно-правовые акты

Установка и эксплуатация фаркопов (тягово-сцепных устройств) регулируется следующими документами:

1. Технический регламент ТС 018/2011

«О безопасности колесных транспортных средств». Основной документ, определяющий требования к конструкции ТС и внесению изменений.

  • Ст. 77: изменения конструкции допускаются только при условии соответствия требованиям техрегламента;
  • Приложение № 9: определяет обязательность оценки соответствия при изменениях конструкции.
2. Правила проведения переоборудования транспортных средств в КР

Регламентируют порядок установки оборудования, которое изменяет конструкцию ТС (в т.ч. нештатных или самодельных фаркопов).

  • требуют предварительное разрешение ГУОБДД;
  • обязывают проходить оценку соответствия в аккредитованной лаборатории;
  • устанавливают необходимость оформления Свидетельства о соответствии внесённых изменений.
3. Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении»

Устанавливает обязанность допускать к движению только те транспортные средства, которые соответствуют требованиям технических регламентов Таможенного союза. Самодельное или несертифицированное ТСУ без оценки соответствия нарушает эту норму.

4. Правила дорожного движения Кыргызской Республики

Регламентируют использование прицепов и состояние сцепных устройств. В разделе «Перечень неисправностей» указано:

  • запрещена эксплуатация ТС при неисправных или не соответствующих требованиям сцепных устройствах.
5. Порядок проведения технического осмотра (Постановление Кабмина КР № 350 от 12.07.2023)

На техническом осмотре проверяется соответствие конструкции установленным требованиям. Наличие самодельного или неузаконенного фаркопа является основанием для непрохождения ТО.

Обсуждение

Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...

Войти