Почему категории ВУ в Кыргызстане отличаются от соседних стран

238 0

Почему имея категорию D, нельзя водить D1? Почему категория C не даёт прав на C1?

Причина проста — в Кыргызстане категории не являются «вложенными», и это не ошибка, а особенность нашей системы, закреплённая в законе.



1. Категории в Кыргызстане не являются вложенными

По Закону КР «О дорожном движении» каждая категория и подкатегория устанавливается как отдельная. То есть:

  • A не включает A1
  • B не включает B1
  • C не включает C1
  • D не включает D1

Это означает, что наличие «старшей» категории не даёт права управлять транспортом «младшей». Например:

  • D — автобусы с 17 и более сидячими местами.
  • D1 — микроавтобусы с 8–16 сидячими местами.

Водитель с категорией D не может управлять микроавтобусом D1 без отдельного открытия этой подкатегории. То же самое касается и других категорий.



2. Зачем вообще придумали подкатегории?

Подкатегории нужны для того, чтобы разделить транспорт по степени сложности и дать водителям больше гибкости. Например:

  • D1 — подходит тем, кому нужен микроавтобус, но не требуется большая категория D (которая требует большего стажа и подготовки).
  • C1 — позволяет управлять грузовиком средней массы без необходимости открывать категорию C для тяжёлой техники.

В соседних странах подкатегории работают как «ступени»: если водитель получил старшую категорию, он автоматически может управлять и младшей.

В Кыргызстане подкатегории существуют, но они не включены в старшие категории — поэтому даже имея D, водитель не получает D1 автоматически.



3. На каких НПА основано получение категорий?

В Кыргызстане порядок получения водительских прав определяется двумя документами:

Именно эти документы определяют категории в Кыргызстане полностью самостоятельными.



4. Как это устроено в соседних странах

В России, Казахстане и большинстве стран СНГ действует принцип вложенности категорий:

Категория Кыргызстан Россия / Казахстан
D → D1 ❌ Не включает ✅ Включает
C → C1 ❌ Не включает ✅ Включает
A → A1 ❌ Не включает ✅ Включает

Поэтому, например, в России водитель с категорией D спокойно садится за руль микроавтобуса D1. В Казахстане — аналогично. Это снижает бюрократию и упрощает жизнь водителям.



5. Почему в Кыргызстане система другая

Причины — исторические и технические:

  • Закон и Правила принимались в разное время.
  • Использовались разные подходы к определению категорий.
  • Единая модель вложенности не была внедрена.

Также стоит отметить, что между документами существуют расхождения:

  • Категория C: по Закону — масса более 7500 кг; по Правилам — более 3500 кг.
  • Категория D: по Закону — более 16 мест; по Правилам — 16 и более мест.

Из-за таких несоответствий сделать категории вложенными невозможно.



Итог

Система категорий в Кыргызстане отличается от соседних стран потому, что:

  • Категории не являются вложенными.
  • Каждая категория имеет самостоятельные правовые критерии.
  • Между нормативными актами есть расхождения, из-за которых внедрить вложенность невозможно.

Подкатегории созданы для упрощения доступа к управлению менее сложным транспортом, но в Кыргызстане они не встроены в старшие категории. Зная это, водитель может лучше планировать обучение и избегать проблем при обмене прав.

Теги:

#

Обсуждение

Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...

Войти