Разбор ДТП: Проскочил на желтый


Ситуация: Регулируемый перекресток.

  • Водитель красного автомобиля поворачивает налево и пропускает встречный поток.
  • Водитель серого внедорожника заезжает на перекресток при желтом сигнале светофора.

Происходит столкновение.

Вопрос: Кто будет виновником ДТП?


Что нужно доказать?

Обычно в таких ситуациях вина признается обоюдная. Однако, чтобы этого не произошло, придётся отстаивать свою позицию.

ВАЖНО
Невиновным в такой ситуации будет тот, кто докажет, что у него не было нарушения ПДД и, соответственно, что у другого участника было нарушение.


Красный автомобильСерый внедорожник
не уступил дорогупроехал на жёлтый
должен доказать, что у проскакивающего на жёлтый сигнал светофора не было преимущества.в свою очередь доказывает, что он имел право проехать перекресток.


Получается, что все сводится к тому, имел ли право внедорожник заезжать заезжать на перекресток.

Рассмотрим требования ПДД по отношению к обоим участникам.




Водитель красного автомобиля:

Должен пропустить все транспортные средства движущиеся со встречного направления и только после этого продолжить движение через перекресток. 

ПДД КР пункт 13.4.
При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо.


Не стоит спешить, так как завершить маневр можно даже если сигналы светофора уже поменяются. 

ПДД КР пункт 13.7.
Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. 


Водитель внедорожника:

Имеет преимущество проезда через перекресток при условии, что он заехал на перекресток при разрешающем сигнале светофора. Но в нашем случае внедорожник заехал на желтый сигнал светофора.


Желтый сигнал светофора:

ПДД КР пункт 6.2.
- желтый сигнал запрещает движение. Кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
ПДД КР пункт 6.14.
Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение. 


Единственное условие которое разрешает проехать на желтый это:

Если водитель не может остановиться не прибегая к экстренному торможению.

В ПДД КР нет понятия экстренного торможения.
По смыслу — это торможение в пол с блокировкой колес. Определить на глаз необходимость экстренного торможения невозможно, потому что она зависит от типа автомобиля, состояния резины и покрытия. Там, где Porsche остановится без видимых усилий, старенький Golf на лысой резине проедет не один десяток метров. 


Трудно ли остановиться на желтый?

На самом деле нет. На многих перекрестках перед его включением 3 секунды мигает зеленый, столько же горит сам желтый, поэтому при езде не выше 60 км/час и стандартном времени реакции водителя остановка без экстренного торможения труда не представляет. Исключение — аномальные погодные условия, когда остановочный путь существенно возрастает. Но в сложных условиях пункт 10.1 ПДД КР указывает нам не играть со скоростью.

Однако этих доводов в суде может быть не достаточно. 

Поэтому, к сожалению, в судебной практике ДТП с проездом на жёлтый сигнал на перекрёстках рассматриваются каждый по своим обстоятельствам. И суды по личным убеждениям определяют возможность экстренного торможения.

В некоторых случаях может быть проведена экспертиза. 


Автотехническая экспертиза

Собственно, она как раз и необходима для того, чтобы выяснить, была ли у водителя объективная возможность остановиться перед стоп-линией, не прибегая к экстренному торможению, на жёлтый свет.

Но экспертиза проводится не просто параллельно с разбором ДТП, а отвечает на конкретные вопросы, и их правильность сможет помочь найти истину в этом споре. В частности, вопросы могут быть нижеследующими.

  • Какова была изначальная скорость движения транспортного средства?
  • На каком расстоянии до стоп-линии (или края проезжей части) был автомобиль в тот момент, когда загорелся жёлтый сигнал светофора?
  • Какой был характер дорожного покрытия в момент ДТП перед перекрёстком?
  • Имело ли место превышение скорости на данном участке дороги?
  • Имел ли возможность водитель двигавшегося на жёлтый остановиться, не прибегая к экстренному торможению, учитывая начальную скорость, среднюю скорость реакции водителя, характер и состояние дорожного покрытия?

Далее могут быть и другие вопросы, связанные непосредственно со столкновением. Например, мог ли каждый из участников ДТП избежать столкновения, насколько хороша была видимость того, кто уступал дорогу и так далее.

Но самое главное – именно экспертиза и даст наиболее весомый ответ, кто в конечном итоге окажется виноватым в ДТП в проездом перекрёстка на жёлтый свет светофора. Да, это будет решать судья, но как раз смотря на результаты автотехнической экспертизы.



ВЫВОДЫ ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ

Если получится доказать, что водитель внедорожника мог остановиться перед перекрестком не прибегая к экстренному торможению, его признают виновным.

Но скорее всего вина будет признана обоюдно.