Разворот по малому радиусу


Перекрестки с разметкой

Если на самом перекрестке разметка есть, все вопросы отпадают. Разворачиваться и поворачивать налево можно только по большому радиусу. Иначе вы окажетесь на встречной полосе. 


Теоретически на таких "больших" перекрестках не получится развернуться. Так как из-за большой ширины разделительной полосы, для того чтобы поехать в обратном направлении, вам придется сделать три маневра:

  • Поворот налево
  • Движение прямо
  • Поворот налево


Регулируемые перекрестки без разметки

Сразу стоит сказать, что в правилах не прописано по какому радиусу нужно поворачивать налево и разворачиваться..

Можно вспомнить пункт 8.6. где говорится: 

ПДД КР пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.


Вот пересечения проезжих частей. А вот где можно выехать на сторону встречного движения. 

Этот пункт относится только к повороту

Значит повернуть можно только по большому радиусу. А развернуться можно по любой траектории.


Разворот это два поворота?

Некоторые водители считают что разворот это два поворота налево. Но в ПДД эти два понятия разграничены.


Например в пункте 8.8. поворот и разворот описаны как два разных маневра. Так как в ПДД нет определения этим маневрам, нет оснований утверждать, что разворот это два поворота налево.


Встречное движение

На регулируемых перекрестках расстояние между проезжими частями не может быть "стороной встречного движения". Так как при совершении маневров встречному потоку горит красный свет. А значит на перекрестке нет встречного движения.

Даже при смене сигналов те кому загорелся зеленый должны пропустить всех кто завершает свой маневр.



Центр перекрестка

В Кыргызстане нужно также учесть пункт 13.3. 

ПДД КР пункт 13.3. При проезде перекрестков транспортными средствами с левым поворотом или встречном разъезде с левым поворотом (развороте) центр перекрестка должен оставаться справа от транспортного средства, за исключением пересечений улиц с односторонним движением, где имеются линии разметки 1.1, разделяющие транспортные потоки. 


Если на перекрестке такой разметки нет, значит при развороте центр перекрестка должен быть справа от автомобиля. 

Это означает что нужно развернуться по малому радиусу

Кстати в России пункт о центре перекрестка справа давно убрали. Поэтому развернуться можно по любому радиусу. 


Выводы

Разворачиваться в Кыргызстане можно только по малому радиусу, так как разворачиваясь по большому мы нарушим пункт 13.3.

Поворачивая налево по малому радиусу нарушаем пункт 8.6.

А поворачивая по большому радиусу, мы нарушаем пункт 13.3.


Получается что при повороте налево водитель независимо от траектории будет нарушителем. Какой пункт в ПДД нарушить, решать вам.


Несколько слов о безопасности

Теперь несколько слов о том как безопасно развернуться или повернуть налево на перекрестках с разделительной полосой. 

Если есть такая возможность, лучше развернуться до границ перекрестка. Так мы никому не создадим помех и для нас разворот будет достаточно безопасным. 


Разворачиваясь по большому радиусу автомобили закрывают путь друг для друга. Образуя такой замкнутый круг. Выехать из которого достаточно проблематично. Если поворачивают две три машины не беда, разъехаться можно. Но если больше, то мы упираемся в тех кто упирается в нас. 

Поэтому на большинстве таких перекрестков практичней все таки разворачиваться или поворачивать налево по малому радиусу. Так мы не будем создавать помех для других поворачивающих в этот момент автомобилей. Но, нужно быть внимательней и перед маневром убедиться что путь свободен. 


Нерегулируемые перекрестки

Совсем иначе обстоит дело на нерегулируемых перекрестках. Так как здесь движение не регулируется светофором, водители используют разрыв в разделительной полосе как буферную зону. И проезжают перекресток за два этапа. 

Поэтому на таких перекрестках безопасней будет поворачивать налево и разворачиваться по большому радиусу.  


Конечно мы рассмотрели далеко не все нюансы, Однако уже можно сделать вывод: Правила дорожного движения не дают однозначного ответа на вопрос как нужно проезжать такие перекрестки.