Про короткую дорогу из Алматы на Иссык-Куль

Про короткую дорогу из Алматы на Иссык-Куль

Проект «Альтернативная дорога Алматы — Иссык-Куль» обсудили власти КР с руководством представительства Азиатского банка развития. Как сообщают официальные киргизские СМИ, зампред кабмина Азиз Аалиев подчеркнул важность альтернативной трассы и поручил дорожникам ускорить запуск её строительства.

Какой именно вариант банк презентовал в киргизском кабмине, неизвестно. Но, по имеющимся данным, на сегодня АБР рассматривает несколько проектов короткой дороги:


Западный маршрут, через Узынагаш и Кемин, который включает в себя три подмаршрута: через перевалы Новый Кастек (2461 м н. у. м), Масанчи (2308 м) или через тоннель протяжённостью 14.6 км. При этом только по третьему подмаршруту, открытому круглый год, смогут передвигаться любые автомобили. Но и стоить его строительство будет не менее $518 млн, в то время как затраты на прокладывание первого или второго подмаршрута колеблются в районе $90–110 млн.
Прямой маршрут, через перевал Озёрный (3514 м н. у. м) на Чон-Кемин, Кунгей Алатау, Бактуу-Долоноту и в Чолпон-Ату. Данный 85-километровый маршрут предполагает строительство 16-километрового тоннеля на высоте 3000 м. Постройка такой дороги обойдётся примерно в $587 млн. Но банкиров смущает, как повлияет поток авто на экологию Иле-Алатауского нацпарка.
Восточный маршрут, через Тургень на Асы, в долину реки Шилик и долину Байсар на Ананьево. Протяжённость пути получится 216 км, но также потребуется постройка 12-километрового тоннеля на высоте 2900 м. Денег придётся потратить около $468 млн, но дорога будет открыта только с июня по ноябрь.


Согласно проектам банкиров, проезд по альтернативной дороге должен быть платным, примерно $10–20 в один конец. Но людям такой путь всё равно будет интересен, так как он позволит добираться до пляжа не за 6.5, а за 1.5 часа (не считая проверок на границе).

Стоит отметить, что это уже четвёртая попытка проложить короткий путь от Алматы до высокогорного курортного озера. В первый раз в 2004 году Европейский банк реконструкции и развития выделил Кыргызстану $1 млн на проектные изыскания. ТЭО дороги тогда вроде бы даже разработали, но стройка так и не началась. Следующие два проекта также почили в бозе из-за периодически происходящих в стране революций и мирового кризиса, серьёзно ударившего по экономике Кыргызстана.

Между тем, по подсчётам экспертов АБР, альтернативная дорога Алматы — Иссык-Куль, в зависимости от маршрута, способна ежегодно прибавлять $31–165 млн к казахстанскому ВВП, а к ВВП Кыргызстана — до $53–439 млн, значительно увеличив поток туристов.

К слову, строительство трассы на Иссык-Куль в казахстанских планах по развитию дорожной сети на ближайшие годы не прописано.


Источник: kolesa.kz