Многие водители удивляются, почему в Кыргызстане водитель с категорией D не может управлять микроавтобусом категории D1, хотя в России и Казахстане это разрешено по умолчанию. Причина в том, что Закон КР «О дорожном движении» устанавливает уникальную систему категорий, где каждая категория и подкатегория является самостоятельной. Разберёмся, чем отличаются D и D1 в Кыргызстане и как это соотносится с международной практикой.
1. Что говорит Закон КР: разница между D и D1
В Кыргызстане категории D и D1 определены как отдельные и невложенные. Наличие категории D не даёт права управлять транспортными средствами категории D1, и наоборот.
Закон КР о дорожном движении в КР
Подкатегория D1 Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от восьми до шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (подкатегория «D1»), – лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет.
Закон КР о дорожном движении в КР
Категория D Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория «D») – лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет.
Важно
Закон КР не предусматривает вложенности категорий. Это значит:
— D не включает D1
— наличие «старшей» категории не заменяет «младшую».
Водитель категории D не имеет права управлять микроавтобусом D1.
2. Почему в Кыргызстане это так, но в других странах — иначе?
Кыргызстан присоединился к Венской конвенции о дорожном движении, однако структура категорий транспортных средств в нашей стране построена на национальном законодательстве, а не на европейской модели. В результате Кыргызстан использует самостоятельный принцип: каждая категория — отдельное право управления.
Венская конвенция и система вложенных категорий
В странах, следующих европейской модели (Россия, Казахстан, ЕС), категории построены иерархически:
старшая категория автоматически включает младшие.
Например: D → включает право на управление D1.
3. Сравнение категорий D и D1 в КР, Казахстане и России
| Страна | Вложенность категорий |
|---|---|
| Кыргызстан | D ≠ не включает D1 |
| Казахстан | D ➝ включает D1 |
| Россия | D ➝ включает D1 |
Что это означает на практике?
В Кыргызстане: водитель автобуса (категория D) не может управлять микроавтобусом D1 без получения подкатегории.
В Казахстане и России: водитель с категорией D может управлять микроавтобусом D1, потому что категории являются вложенными.
4. Главные выводы
- D и D1 в Кыргызстане — полностью самостоятельные категории.
- Категория D не даёт права управлять микроавтобусами D1.
- Такой подход отличается от Казахстана и России, где действует вложенная система.
- Кыргызстан применяет собственную модель категорий.