Прямоток - переоборудование или уровень шума?

Прямоток - переоборудование или уровень шума?

"Прямоток – кайра жабдуубу же үндүн деңгээлиби?" статья на кыргызском языке

Все больше водителей получают штрафы за так называемый прямоток. Многие жители очень поддерживают такую деятельность. Так как устали от громких звуков выхлопа, особенно по ночам. В этой статье мы не будем обсуждать за и против переделок выхлопной системы, а рассмотрим насколько это законно в рамках законодательства КР? 

По какой статье?

Как писалось в статье "ПРЯМОТОК вопросы и ответы", в КоН КР есть статья, которая регламентирует наказание за изменения в выхлопной системе автомобиля это:

КоН КР статья 123-1 часть 3. Переоборудование, а равно установка оборудования для усиления уровня звука (шума) системы выпуска отработавших газов двигателя. (штраф 5500 сом)

Для того чтобы выписать постановление о нарушении по этой статье, инспектор должен замерить уровень внешнего шума сертифицированым прибором и при условии, что уровень превышает установленную норму.

Но, что происходит на практике? Инспекторы УПСМ визуально осмотрев автомобиль предполагая что установлен прямоток выписывают протокол о нарушении и забирают авто на штрафную стоянку. При этом составляется протокол о нарушении на основании статьи 129 часть 1 КоН КР. 

КоН КР статья 129 часть 1. Управление водителем транспортным средством, переоборудованным без соответствующего согласования или с установленным дополнительным оборудованием, не предусмотренным конструкцией транспортного средства. (штраф 5500 сом)

Обратите внимание на фразу: "переоборудованным без соответствующего согласования". Эта статья относится к тем видам переоборудования, на которые можно получить разрешение согласовав изменения в соответствующих органах. Изменения в выхлопной системе невозможно согласовать и получить разрешение. Поэтому эта статья не совсем подходит в случае с прямотоком.


Экспертиза или "на глаз"?

Если составляется протокол за переоборудование по статье 129 часть 1, как инспектор может доказать что в данном авто действительно изменена система выхлопа отработавших газов? Для этого необходимо заключение экспертизы, которая подтвердит, что на данном авто были внесены изменения не предусмотренные конструкцией автомобиля и которые влияют на безопасность движения. 

Не каждое изменение в конструкции автомобиля является нарушением. 

ТР ТС 018/2011 раздел 2  "внесение изменений в конструкцию транспортного средства" – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных  конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения; 

Таким образов замена штатной автомагнитолы или колесных дисков не относятся к термину "внесение изменений в конструкцию транспортного средства", а лишь те изменения, которые влияют на безопасность движения. Для вынесения постановления о нарушении, именно этот факт и должен подтвердиться экспертизой. 

ТР ТС 018/2011 пункт 75. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями. 

Что об этом сказано в ПДД КР?

Смотрим "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств": 

6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом 17.2.2.03-87 и ГОСТом 21393-75. 
6.2. Нарушена герметичность системы питания. 
6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов. 
6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера. 

Ничего не сказано про уровень внешнего шума или внесение изменения в конструкцию системы выхлопа отработавших газов. В ПДД КР нет запрета на эксплуатацию автомобилей с измененной системой выхлопа. Это означает, что действующие ПДД КР не запрещают эксплуатацию автомобилей с измененой выхлоплной системой системой (прямотоком). 

А как же Техрегламент ТС?

Да, в Техническом Регламенте ТС есть нормы регулирующие этот вопрос.

ТР ТС  018/2011 пункт 9.10. Не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. 

Снова обращаемся к определению "внесение изменений в конструкцию транспортного средства". Если изменение не влияет на безопасность дорожного движения, оно не запрещается. Например в случае ремонта системы выхлопных газов некоторые не могут найти заводские детали и устанавливают другие, взаимозаменяемые. Нарушением будут только те изменения, которые влияют на безопасность дорожного движения.

ТР ТС 018/2011 раздел 2. "безопасность транспортного средства" - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния  транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или  минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде; 



Авто старше 30 лет

ТР ТС 018/2011 раздел 1 пункт 3. Действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства: 
  1) имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч; 
  2) предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях; 
  3) категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет

Автомобили старше 30 лет не подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза. 

Для справки: Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Вывод: На данный момент законодательство КР допускает наказание за "прямоток" по статье 123-1 часть 3, после замера уровня внешнего шума сертифицированным прибором в согласии с процедурой описанной в ГОСТ 33997-2016.