"ПРЯМОТОК" - можно или нет?

ПРЯМОТОК (Тикетүтүк) статья на кыргызском языке


"Прямоток" - (или прямоточная система выхлопа автомобиля) – это система отвода отработанных газов двигателя, которая не имеет большого количества камер глушения и очистки выхлопа (зачастую применяется только один «пламегаситель» и один резонатор), благодаря чему газы идут практически беспрепятственно, не встречая на своем пути практически никакого сопротивления. Причем отводную трубу стараются делать прямой, без лишних углов и разветвлений, чтобы еще понизить сопротивление конструкции – отсюда и название «прямоток».


Можно или нет?

Если прямоточная система выхлопа установлена на автомобиле с завода, никакого разрешения не требуется. Но если владелец решил "доработать" систему и установить "прямоток" на автомобиль, в котором не предусмотрена такая система, нужно учесть нижеследующее.

В перечне неисправностей при которых запрещена эксплуатация автомобиля, нет запрета на изменения в выхлопной системе автомобиля.

Но стоит обратить внимание на пункт 11 этого перечня.

пункт 11. Запрещается эксплуатация:
- транспортных средств, не отвечающих требованиям приложения № 8 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).

Теперь посмотрим в указанное приложение №8:

пункт 9.10. Не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов.

Как видим законодательство Кыргызской Республики запрещает использование автомобилей если в выхлопную систему были внесены изменения, не предусмотренные конструкцией автомобиля.


Можно ли получить разрешение?

ГУОБДД МВД КР не даст разрешение на внесение изменений в систему выхлопных газов, так как это запрещено Техническим регламентом Таможенного союза.


Какой штраф за прямоток?

Если водитель эксплуатировал автомобиль в системе которого были сделаны изменения, он может быть оштрафован по следующим статьям:

Статья 121. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств
1Управление транспортным средством с техническими неисправностями, эксплуатация которого запрещена
5500 сом

Также водитель может быть оштрафован по статье:

Статья 123-1. Нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств
3

Переоборудование, а равно установка оборудования для усиления уровня звука (шума) системы выпуска отработавших газов двигателя

5500 сом

Но, для оформления штрафа по этой статье, инспектор должен замерить уровень шума отработавших газов



Экспертиза или "на глаз"?

Если составляется протокол за внесение изменений в конструкцию автомобиля, необходимо заключение экспертизы, которая подтвердит, что на данном авто были внесены изменения не предусмотренные конструкцией автомобиля и которые влияют на безопасность движения.
Не каждое изменение в конструкции автомобиля является нарушением. 

ТР ТС 018/2011 раздел 2 "внесение изменений в конструкцию транспортного средства" – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения; 

Таким образов замена штатной автомагнитолы или колесных дисков не относятся к термину "внесение изменений в конструкцию транспортного средства", а лишь те изменения, которые влияют на безопасность движения. Для вынесения постановления о нарушении, именно этот факт и должен подтвердиться экспертизой. 

ТР ТС 018/2011 пункт 75. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями. 


Какова норма уровня шума?

ГОСТ 33997-2016 пункт 4.9.9: Уровень шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС, измеренный на расстоянии (0,5±0,05) м от среза выпускной трубы под углом 45°±15° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу в режимах целевой частоты вращения коленчатого вала и в режиме замедления его вращения от целевой частоты до минимальной частоты холостого хода, не должен превышать более чем на 5 дБА значений, установленных изготовителем КТС, а при отсутствии этих данных - значений, указанных в таблице 4.12. Проверка КТС, двигатель внутреннего сгорания которых не может функционировать при неподвижном КТС, не проводится.
Категория транспортного средстваУровень звука, дБА
М1, N1, L96
М2, N298
М3, N3100

Для разных типов машин определён разный предел звука. Для легковых машин категории M1 и грузовых автомобилей N1 порог составляет 96 дБ. Автобусы M2 и грузовики N2 могут иметь максимальную громкость 98 дБА. Самый высокий допустимый уровень звука для автомобилей категории M3 и грузовых машин N3 — 100 дБА. Если измеряемый шум соотносится с категорией машины и не превышает нормы, то это не считается нарушением.


Прямоток на мотоцикле

Статья 123-1 часть 3 КоН КР распространяется также и на мотоциклы. Мотолюбители часто ставят прямоточную систему выхлопных труб. Это не только вызывает возмущение жителей придорожных домов и даже некоторых байкеров, но ещё и противозаконно. Допустимый максимальный уровень шума мотоцикла в Кыргызстане составляет 96 дБ. Если эта норма превышена, владельца ждет штраф в размере 5500 сом. 


Как измеряется уровень шума?


"Прямоток" в автомобиле - что это и зачем он нужен

Таблица