Об автомобильных дорогах
Смотреть документ полностьюЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об автомобильных дорогах
от 2 июня 1998 года № 72
Глава 1
Общие положения
(Преамбула утратил силу в соответствии с Законом КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики об автомобильных дорогах
Законодательство Кыргызской Республики об автомобильных дорогах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.
(Часть 2 утратила силу в соответствии с Законом КР от 3 августа 2012 года № 146)
Деятельность, связанная с использованием муниципальные дорог, а также ведомственных и частных дорог исключительно в интересах собственников этих дорог, может регулироваться иными законами и нормативными правовыми актами, если это не противоречит настоящему Закону.
Решения местных органов государственной власти, органов местного самоуправления и административных ведомств, принятые в пределах их компетенции по вопросам использования автомобильных дорог, находящихся в их ведении, не должны нарушать требований настоящего Закона и положений, регулирующих правовые основы обеспечения безопасности, дорожного движения и осуществления дорожной деятельности.
(Часть 5 утратила силу в соответствии с Законом КР от 3 августа 2012 года № 146)
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон определяет экономические, правовые основы и принципы управления автомобильными дорогами в Кыргызской Республике организациями и дорожными органами уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, обеспечивающими развитие, ремонт, содержание автомобильных дорог, права, обязанности, а также ответственность собственников, владельцев и пользователей автомобильными дорогами.
Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Кыргызской Республике, на всех пользователей ими, на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Глава 2
Понятие автомобильной дороги, формы собственности и управления
Статья 3. Понятие автомобильной дороги, полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог
Автомобильная дорога - комплекс инженерных сооружений, предназначенный обеспечить безопасное и удобное движение транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами, определяемыми нормативными правовыми актами.
Полоса отвода - земли, занятые автомобильными дорогами для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, необходимых для их эксплуатации.
Размер полосы отвода проектируемой автомобильной дороги общего пользования устанавливается в зависимости от ее категории согласно стандартам. Ширина полосы отвода на существующих автомобильных дорогах установлена в следующих размерах:
1 категория - по 32 метра от оси дороги;
2 категория - по 16 метров от оси дороги;
3 категория - по 14 метров от оси дороги;
4 категория - по 13 метров от оси дороги;
5 категория - по 12 метров от оси дороги.
Придорожная полоса - земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также соответствующих условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Порядок определения ширины придорожной полосы устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
В состав автомобильной дороги входят: собственно сама автомобильная дорога, дорожные инженерные сооружения на ней, технический комплекс дорожной службы, включающий эксплуатационные предприятия и подсобно-вспомогательные производства.
Автомобильные дороги республики подразделяются на дороги общего пользования, ведомственные, частные, а также муниципальные дороги.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Кыргызской Республики и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей страны и нужд населения.
В комплекс автомобильной дороги общего пользования входят также воздушное пространство и недра земли в полосе отвода.
Автомобильные дороги общего пользования по своему хозяйственному и административному значению подразделяются на автомобильные дороги международного, государственного и местного значения.
К автомобильным дорогам международного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие столицы суверенных государств, а также входящие в соответствии с межгосударственными соглашениями в международную сеть автомобильных дорог.
К автомобильным дорогам государственного значения относятся дороги, обеспечивающие транспортное сообщение между административными, культурными и промышленными центрами республики, а также с соседними государствами.
К дорогам местного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры республики и области с административными центрами районов, сельскими населенными пунктами, а также районные центры с дорогами государственного значения.
К ведомственным автомобильным дорогам относятся внутрихозяйственные, технологические, служебные, патрульные и другие автомобильные дороги, обслуживающие в основном нужды владельцев дороги, в том числе и сельскохозяйственных предприятий.
К частным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, построенные юридическими и физическими лицами и являющиеся их собственностью.
К муниципальным дорогам относятся дороги, улицы, проезды и транспортные пути, расположенные и обеспечивающие транспортные связи в пределах границ населенных пунктов и являющиеся составной частью их инфраструктуры.
Требования и порядок классификации и нумерации автомобильных дорог устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
Автомобильные дороги общего пользования, ведомственные, частные, муниципальные дороги подлежат государственному учету в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
Государственный учет автомобильных дорог предусматривает:
- введение официальной карты автомобильной дороги;
- составление перечня автомобильных дорог с указанием наименования, индексации и протяженности каждой дороги;
- изменение балансовой стоимости и износа автомобильной дороги;
- введение технического паспорта автомобильной дороги, банка дорожных данных, информации о площади занимаемых автомобильной дорогой земель и др.
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 4. Автомобильные дороги общего пользования
Автомобильные дороги общего пользования:
- находятся в государственной собственности;
- не подлежат продаже, не могут быть переданы в частную собственность.
Управление автомобильными дорогами общего пользования от имени государства осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог, который имеет право хозяйственного ведения или оперативного управления, обеспечивающего их развитие, сохранность, ремонт и содержание.
(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 4 июля 2018 года № 66)
(В редакции Законов КР от 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 5. Ведомственные автомобильные дороги
Ведомственные автомобильные дороги:
- находятся в государственной собственности, могут быть переданы в управление государственному предприятию или другому лицу в хозяйственное ведение или оперативное управление;
- не подлежат продаже, не могут быть переданы в частную собственность.
Развитие, ремонт, содержание и сохранность ведомственных автомобильных дорог обеспечиваются за счет средств ведомств, в ведении которых находятся эти дороги.
Ведомственные автомобильные дороги могут быть открыты для общего пользования по решению их владельцев после получения положительного заключения уполномоченных государственных органов в сфере транспорта и дорог и обеспечения безопасности дорожного движения.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 6. Частные автомобильные дороги
Частные автомобильные дороги строятся юридическими или физическими лицами и служат для удовлетворения их потребностей.
Частные автомобильные дороги могут быть открыты для общего пользования по решению их собственников после получения положительного заключения уполномоченных государственных органов в сфере транспорта и дорог и обеспечения безопасности дорожного движения.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 7. Муниципальные дороги
Муниципальные дороги:
- находятся в муниципальной собственности, являются открытыми для общего пользования;
- не подлежат продаже, не могут быть переданы в частную собственность.
Управление ими осуществляется соответствующими органами местного самоуправления, которые обязаны обеспечить их сохранность, ремонт, содержание и развитие за счет собственных средств.
(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 4 июля 2018 года № 66)
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 8. Автомобильные дороги с особым режимом движения
Придание автомобильным дорогам статуса дороги с особым режимом движения и порядок их использования устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. Ими могут быть автомобильные дороги общего пользования, ведомственные, муниципальные дороги и в особых случаях (в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и др.) частные.
Автомобильные дороги с особым режимом движения с согласия владельцев ведомственных и собственников частных, муниципальных дорог и соответствующим решением Правительства Кыргызской Республики могут быть переданы в оперативное управление уполномоченному государственному органу в сфере транспорта и дорог.
Порядок выплаты компенсации владельцам за использование ведомственных, муниципальных и частных автомобильных дорог как дорог с особым режимом движения и финансирования их ремонта и содержания устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 9. Управление ведомственными, муниципальными и частными автомобильными дорогами стратегического значения
(Название статьи в редакции Закона КР от 16 мая 2008 года № 89)
Ведомственные и частные автомобильные дороги, муниципальные дороги или их часть, имеющие стратегическое значение, в интересах государства и обеспечения национальной безопасности с согласия их владельцев и собственников и соответствующим решением Правительства Кыргызской Республики могут быть переданы во временное оперативное управление уполномоченному государственному органу в сфере транспорта и дорог.
Финансирование ремонта и содержания ведомственных и частных автомобильных дорог, муниципальных дорог или их части, имеющих стратегическое значение и переданных во временное оперативное управление уполномоченному государственному органу в сфере транспорта и коммуникаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 10. Перевод ведомственных, муниципальных и частных автомобильных дорог в категорию автомобильных дорог общего пользования
Перевод ведомственных, муниципальных и частных автомобильных дорог или их части в категорию автомобильных дорог общего пользования осуществляется решением Правительства Кыргызской Республики по ходатайству владельцев ведомственных, муниципальных и частных автомобильных дорог.
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года № 89)
Статья 11. Контроль за автомобильными дорогами, имеющими транспортное значение и не обслуживаемыми ведомствами
По решению Правительства Кыргызской Республики автомобильная дорога, имеющая транспортное значение и не обслуживаемая ведомством, может быть передана в оперативное управление уполномоченному государственному органу в сфере транспорта и дорог.
Финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог, имеющих транспортное значение и не обслуживаемых ведомствами, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 12. Право собственности на автомобильные дороги
Автомобильные дороги общего пользования являются основными путями сообщения в республике и находятся в собственности государства.
Право собственности на ведомственные автомобильные дороги определяется формой собственности предприятий и организаций, в ведении которых находятся указанные дороги.
Частные автомобильные дороги являются собственностью юридического или физического лица.
Муниципальные дороги являются собственностью местных сообществ и находятся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления.
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года № 89)
Статья 13. Органы управления автомобильными дорогами. Дорожные органы
Государственное управление автомобильными дорогами общего пользования осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог, обеспечивающим их развитие, сохранность, ремонт и содержание.
Управление ведомственными и частными автомобильными дорогами осуществляется собственниками этих дорог.
Управление муниципальными дорогами осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Дорожные органы - это предприятия и организации, уполномоченные осуществлять функции управления дорожной деятельностью, содержащие на своем балансе автомобильные дороги общего пользования и одновременно обеспечивающие их развитие, ремонт и содержание.
Дорожная деятельность - деятельность по созданию и использованию автомобильных дорог, исследованию, проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также подготовка кадров для этих целей.
Дорожная деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
- равенство прав организаций и граждан при осуществлении дорожной деятельности;
- государственное планирование развития автомобильных дорог в соответствии с интересами обороны и развития экономики Кыргызской Республики;
- обеспечение приоритета ремонта и содержания автомобильных дорог в соответствии с государственной дорожной политикой;
- обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах;
- обеспечение формирования единой сети автомобильных дорог Кыргызской Республики;
- подотчетность и подконтрольность владельцев автомобильных дорог уполномоченному государственному органу в сфере транспорта и дорог;
- доступность информации об автомобильных дорогах и условиях движения;
- расширение международного сотрудничества и содействие интеграции сети автомобильных дорог в международную систему путей сообщения.
Государственное управление дорожной деятельностью осуществляется посредством:
- создания сети автомобильных дорог республики, состоящей из увязанных в единую систему транспортных коммуникаций автомобильных дорог, обеспечивающую потребности населения, экономики и обороны Кыргызской Республики в перевозках;
- установления общих принципов использования автомобильных дорог для обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения;
- разработки проектов нормативных правовых актов, регулирующих дорожную деятельность;
- координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию и использованию автомобильных дорог;
- осуществления государственного надзора за состоянием и использованием автомобильных дорог;
- обеспечения планирования и финансирования дорожных работ.
Уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и дорог разрабатывает государственный план строительства и ремонта автомобильных дорог в Кыргызской Республике, а также для реконструкции, реабилитации и улучшения инфраструктуры автомобильных дорог республики проводит работы по привлечению инвестиций.
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 14. Дорожное хозяйство
Автомобильные дороги общего пользования Кыргызской Республики, а также предприятия и организации, осуществляющие обследования, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, образуют комплекс - дорожное хозяйство.
Статья 15. Состав и использование имущества дорожного хозяйства
В состав имущества дорожного хозяйства наряду с автомобильными дорогами общего пользования, находящимися в исключительно государственной собственности, входят инженерные дорожные сооружения и оборудование, необходимые для их содержания и управления, а также земли автомобильных дорог в пределах полосы отвода и придорожной полосы. Принадлежность имущества определяется на основании правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов, получаемых в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством Кыргызской Республики.
Управление имуществом дорожного хозяйства осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Автомобильные дороги общего пользования и занимаемые ими земли не могут быть предметом купли-продажи, вклада, заключения иных гражданско-правовых сделок, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 16. Обязанности дорожных органов, владельцев ведомственных и собственников муниципальных, частных автомобильных дорог
Дорожные органы, ведающие автомобильными дорогами общего пользования, владельцы ведомственных и собственники частных автомобильных дорог, муниципальных дорог обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям безопасности дорожного движения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и потребностям народного хозяйства и населения в перевозках, обеспечивать их благоустройство, рациональное развитие их сетей, целевое использование выделяемых для этого финансовых ресурсов.
(В редакции Закона КР от 3 августа 2012 года № 146)
Глава 3
Права и ограничения в пользовании автомобильными дорогами
Статья 17. Пользователи автомобильными дорогами, их права и обязанности
Пользование автомобильными дорогами - деятельность юридических и физических лиц в целях обеспечения дорожного движения, включая автомобильные перевозки грузов и пассажиров, а также осуществление иной деятельности в границах земель автомобильных дорог.
Пользователи автомобильными дорогами - юридические и физические лица, являющиеся участниками дорожного движения, а также осуществляющие деятельность в границах земель автомобильных дорог.
Юридические и физические лица иностранных государств на территории Кыргызской Республики пользуются автомобильными дорогами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Участники дорожного движения, соблюдающие требования по максимальным весогабаритным параметрам, имеют право проезда по всем автомобильным дорогам общего пользования, а также по ведомственным, частным и муниципальным автомобильным дорогам, открытым для общего пользования.
(В редакции Законов КР от 26 июля 2011 года № 132, 3 августа 2015 года № 211)
Статья 18. Порядок пользования и охраны автомобильных дорог
Порядок пользования и охраны автомобильных дорог общего пользования, местного значения и ведомственных автомобильных дорог определяется Правительством Кыргызской Республики.
Порядок пользования и охраны частных автомобильных дорог устанавливается их собственниками по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог и уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок пользования и охраны муниципальных дорог устанавливается соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог и уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
По автомобильным дорогам общего пользования разрешается проезд транспортных средств, самоходных машин и механизмов, не превышающих установленные нормы максимальных размеров, общей массы, осевых нагрузок и других линейных параметров.
Максимальные размеры, общая масса, осевые нагрузки и другие линейные параметры автотранспортных средств, разрешенных для передвижения по автомобильным дорогам общего пользования, утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
Контроль за соблюдением требований весогабаритных параметров производится на стационарных и передвижных пунктах транспортного контроля с использованием оборудований, установленных для взвешивания и измерения максимальных размеров и других линейных параметров транспортного средства. При наличии на пунктах транспортного контроля автоматизированной системы контроль за соблюдением требований весогабаритных параметров осуществляется только автоматизированной системой.
За проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике и на территории иностранных государств, взимается сбор в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о неналоговых доходах.
Освобождение от внимания сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования предоставляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о неналоговых доходах.
Порядок пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кыргызской Республики и взимания сборов за их взвешивание, измерение максимальных размеров и других линейных параметров утверждается Правительством Кыргызской Республики.
До начала производства работ организации обязаны согласовать технологии и сроки производства работ с уполномоченными государственными органами в сфере транспорта и дорог, а также в сфере обеспечения дорожного движения.
До начала производства работ организации обязаны получить от соответствующих дорожных органов ордер с указанием ответственных лиц, технологий и сроков производства работ и согласовать его с уполномоченными органами по обеспечению безопасности дорожного движения.
(В редакции Законов КР от 23 марта 2020 года № 29, 21 августа 2020 года № 138)
Статья 19. Порядок пропуска транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования
Движение по автомобильным дорогам транспортных средств со специальным и неделимым грузом допускается только при наличии специального разрешения уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог.
Маршруты движения транспортных средств со специальным и неделимым грузом разрабатываются и утверждаются уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог по согласованию с органами уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
За проезд транспортных средств со специальным и неделимым грузом с их владельцев взимаются сборы дорожными органами уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о неналоговых доходах и оплата сбора не освобождает пользователей автомобильных дорог от возмещения причиненного материального ущерба.
(Часть утратила силу в соответствии с Законом КР от 23 марта 2020 года № 29)
Движение транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильной дороге Ош-Бишкек допускается только в особых случаях для государства. В остальных случаях не допускается. Такое разрешение выдается уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
(В редакции Законов КР от 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66, 23 марта 2020 года № 29)
Статья 20. Платные автомобильные дороги
В Кыргызской Республике могут создаваться платные автомобильные дороги в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
На автомобильных дорогах общего пользования, обеспечивающих значительное улучшение условий и существенную экономию времени движения, и исходя из большого объема интенсивности движения, могут взиматься сборы за проезд по ним транспортных средств. При этом обязательно на данном направлении наличие другой автомобильной дороги общего пользования.
Порядок и условия эксплуатации платных автомобильных дорог определяются Правительством Кыргызской Республики.
Местным органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается устанавливать налоги, сборы, платежи и отчисления с пользователей автомобильными дорогами, применение которых прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение автомобильным транспортом грузов и пассажиров.
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года № 89)
Статья 21. Сборы за проезд транспортных средств по платным дорогам и искусственным сооружениям на автомобильных дорогах общего пользования
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 23 марта 2020 года № 29)
Статья 22. Временное прекращение или ограничение движения по автомобильным дорогам
Временное прекращение или ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам производится только в условиях явлений стихийного характера, из-за дорожно-климатических условий или проведения ремонтно-строительных работ, а также в случаях, когда создавшееся положение на автомобильной дороге не соответствует требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Решение об ограничении или прекращении движения с указанием срока его действия принимается:
- на автомобильных дорогах международного значения - Правительством Кыргызской Республики;
- на автомобильных дорогах государственного значения - уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- на автомобильных дорогах местного значения - областными органами государственной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами в сфере транспорта и дорог и обеспечения безопасности дорожного движения;
- на ведомственных автомобильных дорогах - владельцами дорог по согласованию с соответствующими местными государственными администрациями и уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- на частных автомобильных дорогах - собственниками дорог по согласованию с местными государственными администрациями и уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- на муниципальных дорогах - соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В неотложных случаях дорожные органы уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения могут запрещать или ограничивать движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения или если движение технологического транспорта большой грузоподъемности влечет ухудшение условий движения транспорта.
(В редакции Законов КР от 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 23. Порядок эксплуатации земель автомобильных дорог
Земли автомобильных дорог включают в себя земли полосы отвода и придорожной полосы, которые предоставлены в постоянное или временное пользование, в том числе на условиях аренды, дорожным органам для строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а также для размещения зданий и сооружений, обеспечивающих нормальное функционирование дорожно-эксплуатационной службы, объектов дорожного и придорожного сервиса.
К объектам дорожного сервиса относятся здания и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения (остановочные пункты автобусов, в том числе с павильонами, площадки для кратковременной остановки транспортных средств, площадки для отдыха со стоянками транспортных средств, устройства аварийно-вызывной связи и иные сооружения).
К объектам придорожного сервиса относятся здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки транспортных средств, средства рекламы и иные сооружения).
Земли, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, относятся к государственной собственности, являются неделимыми и не подлежат передаче в частную собственность.
Земли, занимаемые автомобильными дорогами, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
Земли автомобильных дорог:
- общего пользования находятся в ведении дорожных органов уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог;
- в населенных пунктах находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления.
Земли ведомственных и частных автомобильных дорог находятся в ведении их владельцев и собственников.
Земли полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог используются только для развития, благоустройства и размещения комплекса дорожного и придорожного сервиса.
Использование земель автомобильных дорог определяется на основе проектной документации, норм и правил строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, безопасности дорожного движения и национальных стандартов в области безопасности автомобильных дорог.
Генеральная схема развития, благоустройства и размещения объектов дорожного и придорожного сервиса на полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Размещение объектов дорожного и придорожного сервиса осуществляется в соответствии с техническим условием, выдаваемым уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Любые конструкции, сооружения и помещения, возведенные на землях автомобильных дорог с нарушением установленного порядка использования этих земель, признаются незаконными и подлежат сносу владельцами автомобильных дорог в установленном законом порядке за счет лиц, осуществивших самовольную постройку.
Самовольное использование земель автомобильных дорог прекращается без возмещения производственных затрат, произведенных за время незаконного использования этих земель.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 24. Порядок застройки контролируемой зоны автомобильных дорог
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 25. Обязанности землепользователей и землевладельцев участков, прилегающих к автомобильным дорогам
Землевладельцы и землепользователи, по территории которых проходят автомобильные дороги, обязаны:
- содержать в технически исправном состоянии въезды на дорогу общего пользования и подъезды к ней;
- производить очистку тротуаров, пешеходных дорожек от мусора, грязи и снега;
- содействовать сохранению и надлежащему содержанию зеленых насаждений;
- содержать смежные с дорогой изгороди и строения в исправном состоянии;
- не допускать складирования камней, хвороста и прочих материалов ближе 50 метров от дороги.
Статья 26. Ответственность за причинение вреда и ущерба автомобильным дорогам
Пользователи автомобильными дорогами при осуществлении перевозок пассажиров и грузов обязаны обеспечивать сохранность автомобильных дорог и дорожных сооружений, соблюдать требования настоящего Закона, правил дорожного движения, правил пользования автомобильными дорогами, дорожными сооружениями и порядка их охраны на территории Кыргызской Республики и правил пользования муниципальными дорогами, ведомственными и частными автомобильными дорогами, установленных их владельцами.
Лица, допустившие повреждение автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, имущества дорожных органов, дорожных знаков, технических средств регулирования движения, указателей, автопавильонов, придорожных зеленых насаждений, снегозащитных сооружений и других элементов обустройства автомобильных дорог, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Порядок установления и возмещения размера вреда и ущерба, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, по предложению уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Привлечение виновных, причинивших вред дорожному хозяйству, к ответственности производится в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 1 июля 2014 года № 102, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 27. Запрещения в пользовании автомобильными дорогами
На автомобильных дорогах общего пользования и в полосе отвода запрещается:
- проезд по дорогам с усовершенствованным покрытием гусеничного транспорта, машин и механизмов, имеющих на колесах выступы, шпоры, шипы, цепи и т.д.;
- загрязнение или загромождение дорог и дорожных сооружений посторонними предметами, установка памятных плит или столбов, поставленных в память погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, возведение кузовов, каркасов автотранспортных средств, ставших непригодными вследствие дорожно-транспортного происшествия, сушка на дороге сельскохозяйственных продуктов, а также устройство свалок мусора, снега и складирование материалов;
- выполнение работ, связанных с возможностью проливания горюче-смазочных материалов, химических веществ, битума, а также погрузка и выгрузка на проезжей части;
- добыча песка и гравия;
- разведение огня, курение на деревянных мостах и мостах с деревянной проезжей частью;
- выпас скота, а также прогон его через дорогу в неустановленных и необорудованных местах;
- распахивание земель, покос трав, прорубка насаждений;
- устройство мест массового отдыха;
- спуск канализационных, промышленных и сточных вод в водоотводные сооружения и резервы;
- въезд на дорогу и съезд с нее в неустановленных местах;
- торговля на обочине.
Без согласования с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и соответствующего разрешения уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог или уполномоченных им дорожных органов запрещается производить на дорогах общего пользования и в придорожных полосах следующие операции:
- проведение геологических, изыскательских, строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других работ, прокладку линий связи и электропередачи, других коммуникаций;
- устройство постоянных и временных съездов, выездов, примыканий и пересечений с другими дорогами;
- установку знаков и указателей, не относящихся к безопасности движения, рекламных панно и транспарантов в полосе отвода;
- строительство, реконструкцию, ремонт и ликвидацию железнодорожных переездов, плотин, шлюзов, прудов, других мелиоративных и гидротехнических сооружений, водоводов и иных сооружений, предназначенных для объектов по использованию возобновляемых источников энергии, в том числе малых гидроэлектростанций, углубление русел рек и водотоков;
- размещение под путепроводами, эстакадами стоянок транспортных средств;
- проведение на дорогах с твердым покрытием заводских испытаний автомобилей, тракторов, других самоходных и прицепных транспортных средств;
- устройство озеленения, площадок для стоянки и мойки транспортных средств, объектов сервиса;
- размещение киосков, павильонов и подобных сооружений;
- проведение спортивных соревнований (кроссы, авто-, мотогонки, другие массовые мероприятия);
- установку шлагбаумов.
При строительстве, реконструкции, ремонте и ликвидации железнодорожных переездов требуется согласование с Управлением Кыргызской железной дороги или владельцами подъездных путей.
Перечисленные в настоящей статье запрещения и ограничения не распространяются на предприятия дорожного хозяйства уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, выполняющие работы по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Ограничения в пользовании муниципальными дорогами, ведомственными и частными автомобильными дорогами устанавливаются соответствующими ведомствами и собственниками в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 16 ноября 2011 года № 213, 4 июля 2018 года № 66 , 24 июля 2019 года № 99 )
Статья 28. Права по управлению дорожным движением
Уполномоченные сотрудники дорожных органов и уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог по предъявлению служебного удостоверения имеют право:
- останавливать и требовать выведения за пределы проезжей части автомобильной дороги общего пользования транспортных средств, повреждающих или загрязняющих автомобильные дороги, дорожные сооружения и их элементы;
- бесплатного проезда в пределах обслуживаемых ими участков дорог в рейсовых (маршрутных) автобусах общего пользования при попутном движении.
Перечень работников дорожных органов, которым разрешается бесплатный проезд, утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Водители грузовых автомобилей (кроме осуществляющих воинские, почтовые, инкассаторские и другие специальные перевозки) обязаны при попутном движении бесплатно перевозить по предъявлении служебного удостоверения работников дорожных органов, поездки которых связаны с выполнением служебных обязанностей на обслуживаемом ими дорожном участке, а также буксировать по их требованию неисправные транспортные средства, подлежащие уборке с проезжей части дорог.
(В редакции Законов КР от 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 29. Оказание технической помощи транспортным средствам на автомобильной дороге
На всех автомобильных дорогах техническая помощь транспортным средствам оказывается юридическими и физическими лицами, имеющими на это специальное разрешение.
Порядок размещения пунктов технической помощи на автомобильных дорогах общего пользования разрабатывается уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог и утверждается Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 30. Медицинская помощь на автомобильных дорогах
Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах оказывается всеми участниками движения, которые обязаны доставить пострадавших в ближайшее лечебное учреждение, оповестить об этом дорожные органы и уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах оказывается ближайшим лечебным учреждением.
Глава 4
Ремонт и содержание автомобильных дорог
Статья 31. Ответственность за состояние автомобильных дорог
Дорожные органы уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, владельцы ведомственных и частных автомобильных дорог, муниципальных дорог и их работники несут ответственность за надлежащее состояние автомобильных дорог, кроме случаев прекращения движения, произведенного в установленном порядке, а также вследствие возникновения обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранение которых от них не зависело.
Дорожно-транспортные происшествия и аварийно-опасные участки на автомобильных дорогах общего пользования подлежат обязательному учету и регистрации в уполномоченном государственном органе в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных органах уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог.
Для повышения эффективности мероприятий по безопасности дорожного движения отчеты территориальных органов Управления уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения по дорожно-транспортным происшествиям и наличию аварийно-опасных участков на автомобильных дорогах общего пользования подлежат обязательному согласованию с соответствующими дорожными органами уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог.
Материалы о дорожно-транспортных происшествиях на всех автомобильных дорогах, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, оформляются уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с обязательным участием представителя дорожного органа, ведающего соответствующим участком автомобильной дороги. В случае неявки представителя дорожного органа материалы о возникшем дорожно-транспортном происшествии, связанном с неудовлетворительными дорожными условиями, оформляются органами Государственной автомобильной инспекции и передаются в соответствующие органы для принятия мер по возмещению ущерба, причиненного владельцам транспортных средств, и дорожные органы обязаны возмещать ущерб.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 32. Обязательства по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Стандарты на ремонт и содержание дорог
Дорожные органы уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, ведающие автомобильными дорогами общего пользования, владельцы ведомственных и частных автомобильных дорог, муниципальных дорог обязаны ремонтировать и содержать автомобильные дороги в состоянии, отвечающем требованиям безопасности дорожного движения, обеспечивать благоустройство этих дорог, развитие их сетей и целевое, рациональное и эффективное использование выделяемых для этого финансовых ресурсов.
Дорожные работы - дорожная деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог - выполнение комплекса дорожных работ в целях поддержания автомобильных дорог в состоянии, обеспечивающем эффективную работу автотранспортных средств и безопасность дорожного движения.
Ремонт и содержание автомобильных дорог обеспечивается:
- автомобильных дорог общего пользования - дорожными органами уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, в ведении которых они находятся;
- ведомственных и частных автомобильных дорог - соответствующими ведомствами и владельцами этих дорог;
- муниципальных дорог - органами местного самоуправления.
Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог и железнодорожных переездов определяется Правительством Кыргызской Республики.
(Часть 6 утратила силу в соответствии с Законом КР от 3 августа 2012 года № 146)
Нормативные финансовые затраты на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования утверждаются Правительством Кыргызской Республики
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 32-1. Ежегодное планирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог
Ежегодный план работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования подлежит согласованию с Правительством Кыргызской Республики.
В ежегодный план по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования запрещается включать объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта, не имеющие проектной документации и финансового подтверждения.
Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования должны соответствовать требованиям настоящего Закона, технических регламентов Таможенного союза/Евразийского экономического союза в сфере безопасности автомобильных дорог и национальным стандартам в области безопасности автомобильных дорог.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Глава 5
Проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог
Статья 33. Проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог
Положение о процедурах и сроках проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования утверждается Правительством Кыргызской Республики. Функции транспортной планировки городов на территории Кыргызской Республики осуществляются уполномоченным государственным органом по архитектуре и строительству.
Проекты автомобильных дорог, а также проекты на их строительство и реконструкцию в части обеспечения безопасности дорожного движения подлежат обязательному согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Одобрение проекта, строительства и реконструкции ведомственных и частных автомобильных дорог осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог.
(Часть 4 утратила силу в соответствии с Законом КР от 3 августа 2012 года № 146)
Юридические и физические лица, заинтересованные в строительстве и реконструкции автомобильных дорог, могут принимать участие в финансировании этих мероприятий после заключения соответствующего соглашения с уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и дорог.
Стратегическое планирование развития, порядок и критерии включения в стратегические планы нового строительства и реконструкции автомобильных дорог утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 33-1. Требования безопасности к объектам технического регулирования
Проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования должны соответствовать требованиям проектной документации, настоящего Закона, технических регламентов Таможенного союза/Евразийского экономического союза в сфере безопасности автомобильных дорог и национальным стандартам в области безопасности автомобильных дорог.
Дорожно-строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза/Евразийского экономического союза в сфере безопасности автомобильных дорог и национальным стандартам в области безопасности автомобильных дорог.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Статья 34. Отвод земель для нужд дорожного хозяйства
Для строительства и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования, а также для создания специальных зон дорожным органам уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог соответствующими уполномоченными органами отводятся земли в постоянное или временное пользование.
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 35. Организация грунтовых карьеров, резервов и карьеров местных строительных материалов
Размещение грунтовых карьеров, резервов и карьеров местных строительных материалов (притрассовые карьеры) вне пределов полосы отвода автомобильной дороги общего пользования определяется проектом дороги по согласованию с местными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Местные органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выделить землю для размещения карьеров согласно проекту дороги.
Рекультивация карьеров и передача земель землепользователям производятся согласно законодательству Кыргызской Республики о земле.
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года № 89)
Статья 36. Охрана окружающей среды
При строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также при пользовании ими обеспечивается соблюдение правил охраны окружающей среды, не допускается ее загрязнение.
За несоблюдение правил охраны окружающей среды виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 6
Обеспечение безопасности движения
Статья 37. Обеспечение безопасности движения
Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах является обязанностью водителей транспортных средств, автотранспортных предприятий, уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и дорог, уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, организаций, ответственных за функционирование ведомственных автомобильных дорог, собственников частных автомобильных дорог и органов местного самоуправления, отвечающих за состояние дорог.
(Часть 2 утратила силу в соответствии с Законом КР от 3 августа 2012 года № 146)
Обеспечение соблюдения норм безопасности движения на всех автомобильных дорогах и соответствующих нормативных правовых актов возлагается на уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Участники дорожного движения, обязаны соблюдать правила дорожного движения, правила пользования автомобильными дорогами, дорожными сооружениями и порядок их охраны на территории Кыргызской Республики.
При строительстве автомобильных дорог общего пользования, имеющих четыре и более полос движения, обязательна установка ограждений для разделения транспортных потоков противоположных направлений.
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 3 августа 2012 года № 146, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 38. Обязанности дорожных органов и владельцев дорог в отношении обеспечения безопасности движения
Дорожные органы, уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и дорог, уполномоченный государственный орган в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, организации, в ведении которых находятся ведомственные автомобильные дороги, собственники частных автомобильных дорог и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать безопасность движения транспортных средств, изучать причины дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям и принимать меры к повышению безопасности движения путем осуществления необходимых технических и других мероприятий.
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года № 89, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 39. Ответственность пользователей автомобильными дорогами в отношении обеспечения безопасности дорожного движения
Юридические и физические лица, виновные в повреждении автомобильных дорог, дорожных сооружений и их элементов, что явилось причиной дорожно-транспортных происшествий, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 6-1
Обеспечение контроля за строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог
Статья 39-1. Цель осуществления контроля
Целью осуществления контроля за дорожными работами является обеспечение качества проведения дорожных работ на всех стадиях его реализации.
Заказчик - органы государственной власти, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в ведении (на балансе) которых находится автомобильная дорога.
Подрядчик - физическое или юридическое лицо, независимо от форм собственности, заключившее с заказчиком договор на производство дорожных работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Дорожные консультационные услуги - услуги по осуществлению постоянного технического надзора и выработке (обязательных к исполнению подрядчиком) рекомендаций по организации и технологии производства дорожных работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Инженер-консультант - физическое или юридическое лицо, оказывающее дорожные консультационные услуги и не являющееся структурным подразделением заказчика или подрядчика.
Базовые цены на дорожные консультационные услуги - стоимость услуг на виды дорожных консультационных услуг, используемая исключительно для планирования объема средств на ремонт и содержание автомобильных дорог.
Выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержание автомобильных дорог с нарушением требований законодательства влечет за собой ответственность, установленную нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Авторский надзор - осуществление контроля соответствия архитектурно-строительных, технологических и иных технических решений вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям.
Государственный архитектурно-строительный надзор - осуществление контроля соответствия выполняемых работ в процессе строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
(В редакции Законов КР от 15 июля 2011 года № 105, 4 июля 2018 года № 66)
Статья 39-2. Закупка дорожных консультационных услуг
Контроль заказчиком за производством дорожных работ на всех стадиях его реализации при строительстве, реконструкции, ремонте и содержанием автомобильных дорог обеспечивается путем закупки дорожных консультационных услуг.
Закупка дорожных консультационных услуг осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Действие положений данной главы для дорожных работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог вступает в силу с 1 января 2012 гола.
Действие положений данной главы для дорожных работ, кроме случаев строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, вступает в силу с 1 января 2013 года.
Порядок и объемы предоставления дорожных консультационных услуг, методика определения цен на виды дорожных консультационных услуг разрабатываются уполномоченным государственным органом, утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 15 июля 2011 года № 105, 2 июля 2015 года № 141)
Статья 39-3. Положение о проведении постоянного технического надзора и взаимоотношениях заказчика, подрядчика и инженера-консультанта
Положение о проведении постоянного технического надзора и взаимоотношениях заказчика, подрядчика и инженера-консультанта разрабатывается уполномоченным государственным органом, утверждается Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 15 июля 2011 года № 105, 2 июля 2015 года № 141)
Статья 39-4 Договор на производство дорожных работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог
Договор на производство дорожных работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог заключается с обязательным условием гарантийного обеспечения исполнения договора и указанием гарантийного срока эксплуатации объекта.
Гарантийный срок исчисляется с момента сдачи заказчику законченных строительством новых автомобильных дорог и составляет не менее пяти лет, а для реконструированных и отремонтированных автомобильных дорог - не менее трех лет.
В случае выявления дефектов по вине подрядчика, установленных комиссией с его участием в пределах гарантийного срока, гарантийный срок на этот элемент или участок автомобильной дороги устанавливается вновь с момента завершения работ по устранению дефектов. Продолжительность проведения работ по устранению выявленных дефектов не засчитывается в гарантийный срок.
Примечание. Гарантийный срок - период времени, в течение которого подрядчик, выполнивший работы по строительству, реконструкции и ремонту участка автомобильной дороги, гарантирует заказчику соответствие качества таких работ предъявляемым требованиям при условии соблюдения правил эксплуатации автомобильной дороги.
(В редакции Законов КР от 27 февраля 2014 года № 37, 11 января 2018 года № 3)
Статья 39-5. Положение о проведении авторского и государственного архитектурно-строительного надзора
Строительство и реконструкция автомобильных дорог на территории Кыргызской Республики подлежат авторскому и государственному архитектурно-строительному надзору в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2018 года № 66)
Глава 7
Разрешение споров об автомобильных дорогах
Статья 40. Порядок разрешения споров
Решение споров, возникших при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, осуществляется в судебном порядке.
Статья 41. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Органы местного самоуправления, министерства, административные ведомства, юридические и физические лица, допустившие в ходе осуществления своей деятельности нарушение настоящего Закона, а также других нормативных правовых актов, принимаемых в Кыргызской Республике в соответствии с настоящим Законом, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года № 89)
Статья 42. О введении в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.
2. Признать утратившими силу:
- Закон Кыргызской Республики "Об автомобильных дорогах" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 7, ст.222);
- постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 27 мая 1994 года № 1541-XII "О порядке введения в действие Закона Кыргызской Республики "Об автомобильных дорогах" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 7, ст.223).
3. Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок:
- привести в соответствие с настоящим Законом собственные решения;
- обеспечить приведение министерствами, административными ведомствами и местными государственными администрациями в соответствие с настоящим Законом их решений, постановлений и ведомственных актов.
Президент
Кыргызской Республики
А. Акаев