Что такое аквапланирование?

Что такое аквапланирование?
icon 947



Одним из самых опасных явлений на дороге для водителя считается аквапланирование. При его возникновении может произойти значительная или полная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным полотном. В итоге транспортное средство как бы скользит по дороге. В таких условиях даже водитель со стажем может не справиться с управлением. Аквапланирование возникает в дождливую и сырую погоду.


Основные причины

• Несоблюдение безопасного скоростного режима при неблагоприятных дорожных условиях;

• Ямы и неровности на дороге;

• Преодоление луж на дорожном полотне с повышенной скоростью;

• стертый рисунок протектора шин;

• установка на одну ось шин с разным рисунком протектора, новых и изношенных, различающихся по конструкции. За это, кстати, могут и оштрафовать;

• Недостаточное давление в шинах;

• Неисправность подвески автомобиля;


Признаки явления

Для каждой марки автомобиля существуют собственные признаки появления пленки воды между дорожным полотном и колесами. Кроме того, имеет значение тип привода транспортного средства.


Заднеприводный автомобиль

Такой автомобиль начинает «плыть» передней осью. Затем изменения в движении переходят на задние ведущие колеса. Странно начинает вести себя рулевое управление: руль становится чрезмерно податливым, но автомобиль перестает подчиняться командам водителя. Вероятность дорожно-транспортного происшествия многократно возрастает даже при отсутствии вращения руля.

Переднеприводный автомобиль

Слабое место этих автомобилей в дождь – задняя ось. С этой части транспорта водное скольжение переходит на передние колеса. Неопытные водители в такой момент могут резко затормозить. Однако это категорически возбраняется делать: возможен занос авто с самыми печальными последствиями. Физика движения переднеприводного автомобиля для выхода из планирования требует увеличения скорости. Но делать это нужно мягко и осторожно, избегая резких ускорений.


Как избежать аквапланирования?

• Грамотно выбирайте скоростной режим поездки. Скорость всегда должна соответствовать обстановке на дороге, состоянию дорожного полотна и опыту вождения.

Износ шин на 45% и выше повышает возможность аквапланирования в три раза: установите безопасную и надежную резину. Особое внимание уделяем летней резине. Протектор должен иметь глубокую резьбу для отвода воды. На современные покрышки наносится графическая информация об условиях использования (в дождь, снег);

• Придерживайтесь техники маневрирования в дождливую погоду: при вхождении в лужу следует заблаговременно сбросить скорость до минимума. Также нужно поступать и при поворотах. Помните, что аквапланирование может появиться при скорости автомобиля в 80 км\час с толщиной водного покрытия дороги 2 мм. Достаточно раннего утреннего тумана, растаявшего первого снега, чтобы начать «плавание»;

• Вовремя проводите техническое обслуживание подвески.


Без паники

Если все же неприятность на дороге произошла, то первое правило – не стоит паниковать. Затем приступаем к выходу из водного «пике» с учетом привода автомобиля. Если это переднеприводный – то мягко наращиваем скорость. Если же ведущие колеса – задние – осторожно снижаем скорость. При этом тормозить нужно двигателем.

Об эффекте аквапланирования часто забывают. Между тем, это очень коварное и опасное явление. Его избежать помогут здравый смысл, соблюдение ПДД и твердое владение навыками управления автомобилем.


Как победить водяной клин?

Ни в коем случае нельзя пытаться уменьшить скорость движения с помощью тормозной системы. Наверняка одно из колёс машины будет ближе к асфальту, чем остальные. Если это колесо начнёт активно "цепляться" за асфальт, в то время как три оставшихся колеса будут еще "плыть", то занос Вам гарантирован, а опрокидывание весьма вероятно.

Единственный безопасный вариант снижения скорости в таких условиях – это плавное торможение двигателем. А теперь честно. Не ждите от "торможения двигателем" в условиях "плавания" заметных результатов! Ведь коэффициент сцепления колёс с водой практически равен нулю. Применяя "торможение двигателем", мы лишь помогаем работать законам аэродинамики. Поскольку машина в буквальном смысле плывёт по воде, то скорость "плавания" может снизиться только тогда, когда её погасит лобовое сопротивление воздуха. Лишь тогда автомобиль сможет продавить слой воды и "встать" на все четыре колеса.

Теперь насчёт работы рулевым колесом. К сожалению, во время "водной прогулки" машина абсолютно не слушается руля. Если за снег или за песок ещё можно кое-как зацепиться, то за воду зацепиться не получается. При аквапланировании вода проявляет все свои качества одновременно – она и жёсткая, и мягкая, и очень скользкая. Поэтому положение передних колёс практически не влияет на направление "плавания" вплоть до его окончания. 


Выводы

Сделаем некоторые конкретные выводы: при стечении неблагоприятных условий на покрытой слоем воды дороге может возникнуть явление аквапланирования. Автомобиль заезжает на "водяной клин" и становится практически неуправляемым. Для прекращения явления аквапланирования необходимо снизить скорость движения, применяя плавное торможение двигателем. В процессе аквапланирования, и особенно в момент его окончания, передние колёса автомобиля должны быть направлены в сторону продолжения траектории движения


Наглядно


Обсуждение

Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...

Войти