Жөө жүрүүчүлөрдүн 5 мифтер

1296 0

Категория в водительском удостоверении показывает, какими типами транспортных средств вы имеете право управлять. Ниже — быстрый переход по категориям и краткие выдержки из НПА с примерами транспортных средств.

Категории:
A B C D T
Подкатегории:
С прицепом:

Мотоциклы с рабочим объемом двигателя, превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, превышающей 11 киловатт, - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

Мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт (легкие мотоциклы), - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

Автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "А"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, - лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;

Моторизованные трициклы, квадроциклы - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

«Правила выдачи водительских удостоверений»:

- автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "D"), разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг, - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

«ЗАКОН О дорожном движении в Кыргызской Республике»:

- автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг (подкатегория "С1"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

«Правила выдачи водительских удостоверений»:

- автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "D"), разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

«ЗАКОН О дорожном движении в Кыргызской Республике»:

- автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (категория "С"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

Подробное пояснение о категориях C и C1

Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от восьми до шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет;

«Правила приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»:

7) "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие шестнадцать и более сидячих мест, помимо сиденья водителя, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет;

«ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О дорожном движении в Кыргызской Республике»:

- автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория "D"), - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет;

«Венская конвенция о дорожном движении»:

Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Подробнее о различиях категорий D и D1

9) "ВЕ" - автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг, - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим непрерывный водительский стаж не менее двух лет;

10) "СЕ" - автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее трех лет;

Категория C1E

11) "С1Е" - автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее трех лет;

12) "DE" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет (для международных перевозок - не менее пяти лет);

Категория D1E

13) "D1E" - автомобили (подкатегории) "D1", сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет (для международных перевозок - не менее пяти лет).

14) «Т» - троллейбусы – лицам, достигшим двадцати одного года.

Удостоверение тракториста-машиниста

А — гусеничные и колесные тракторы с двигателем мощностью до 25,7 кВт
Б — колесные тракторы с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт
В — колесные тракторы с двигателем мощностью свыше 77,2 кВт
Г — гусеничные тракторы с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт
Д — самоходные сельскохозяйственные машины
Е — машины мелиоративные, землеройные, дорожно-строительные, экскаваторы и погрузчики, с объемом ковша до 2,0 м³
Е1 — то же, с ковшом свыше 2,0 м³

Дополнительные отметки

По желанию граждан, при достижении соответствующего возраста и необходимого непрерывного стажа, после сдачи практического экзамена, в водительском удостоверении допускаются разрешающие отметки, в частности:

Категория ТС: предоставляет право на управление ТС категории:
«А»«А1» и «В1»
«В»«А», «А1», «В1» и «ВЕ»
«С»«А», «А1», «В», «В1», «С1» и «ВЕ»
«D»«С», «С1» и «D1»
«СЕ»«С1Е»
«DE»«СЕ», «С1Е» и «D1E»

Нормативные документы

Жөө жүрүүчүлөрдүн 5 мифтер

Жөө жүрүүчү жана автомобилдын ортосунда ар дайым күрөш болуп жатат. Жолдо ар дайым ар кандай күтүлбөгөн жагдайлар болот. Өзүнөрдүн жана жакын адамдардын өмүрүн сакташ үчүн бул тасмада пайдалуу ойлорду табасынар. 

Биз жөө жүрүүчүлөр бекем ишенген 5 мифтерди карап чыгыбаз.

1чи миф. Жөө адам өткөөлдөөрү коопсуздуктун гарантиясы.

Жөө адам өткөөлдөөрү жөө жүрүчүлөр үчүн коопсуздуктун гарантиясы эч качан беребейт. Ал бул жакта жолду өтсөөнөр болот дегенди билдирет. Ал жакта да автомобил менен көрүшсөк болот. Эч унутпагыла жөө адам өткөөлдөөрү жолдо эле турат. Бул «жер алдындагы жөө жүргүнчү өткөөлү» эмес. Силер жолдо басып жүрөсүнөр, ошол үчүн күтүлбөгөн жагдайларга даяр болугала. Көрүү жана угуу толугу менен колдонгула. Мисалы, бул капюшон кийген аял коркунуч тудурган нерсени байкабайт. Бул адам болсо, музыканы угат жана телефонго эле көнүл бурат. Ага да коркунуч тудурган нерселер угуулбайт.

Жолдун жанында да жер кооптуу болот. 

2чи миф. Бирөө токтогондо, башкалар да токтойт.

Чын эле айрым айдоочулар жөө жүрүчүлөргө жол беришет. Бирок көпчүлүгү ушинтип кылышпайт. Бир айдоочу силерге жол берсе, экинчиси ушундай кылбай кылышы мүмүкүн. Бир аз эле баскандан кийин сөз-сүз солго жана онго карагыла. Мүмкүн силерди байкабаган айдоочү шашып жүрөт. Түз басканга чейин бул коопсуз болот экенин ынандыргыла. Жол бул кооптуу эмес жер.

Кээде айдоочулар жол бергенде, ыраазы болуп жүргөн жөө жүрүчүлөр чуркаганы аракет кылышат. Айдоочу мени күтүп турат Чуркайын. Ушундай ойлордон алыс болгула. Башка айдоочулар автомобилдын токтотконуу жетишпей кылышы мүмүкүн. Жөө адам өткөөлдөөрү жакта чуркабагыла! Ал жакта чуркабай эле, басыш керек. Бул тасмаларда жөө жүрүчүлөр аман калышкан. Бирок айрымдары жетишкен жок.

3чү миф. Свефордун жашыл сигнал болгондо солго онго карабай эле басып жүрсө болот.

Жашыл сигналга таянбагыла. Бул жагдайга көнүл бурсанар. Ооба, ушул жагдайларда айдоочулар күнөлү. Бирок ушул ойдон силерге жана силердин жакындарынарга женил болбойт. Силер өзүнөр азап чегесинер. Светофордун жашыл сигналды айдоочу байкабай кылышы мүмүкүн же ага баш ийбей кылышы мүмкүн. Светофордун жашыл сигнал койгон учурларда да сак болгула. Бул коопсуз деп аныктагыла.

4чү миф. Автомобилды мен көрүп калдым, адоочу да мени көрдү.

Бул чон адашуу. Айдоочу алаксышы мүмүкн. Ал смс окуп, бирөө менен сүйлүшөп, тамак жеп жана башка ар кандай нерселерге көнүл бурушу мүмүкүн. Ал бизди байкабай кылышы мүмкүн. Өзгөчө караңгы түшүп калганда алаксыта турган нерселер чыгышы мүмкүн. Мисалы кир айнек же башка автомобилдердин фаралар. Карангы учурунда айдоочу алыс жактан силерди байкабайт. Ал силерди байкаш үчүн силерге светоотражатель жардам берет. Светоотражатель болгодо айдоочу силерди 150 метр аралыкта байкайт. Алар аябай арзан, бирок силердин өмүр сакташы мүмкүн.

5чи миф. Жөө жүрүүчүнүкү ойлор эле чын.

Көптөгөндөр муну билишпейт, бирок жөө жүрүүчүлөр үчүн да эрежелер бар. Мисалы ЖКЭ-леринын 4чү бөлүмүндө мындай делет: Жөнгө салынбаган жөө адам өткөөлдөрүндө жөө адамдар жакындап келаткан транспорт каражаттарына чейинки аралыкка, алардын ылдамдыгына баа бергенден жана жолдон өтүү алар үчүн коопсуз болоруна ынангандан кийин жүрүүчү бөлүккө чыга алат. Демек жолдон өтүү үчүн коопсуз болоруна ынангандан кийин эле жүрүш керек.

Жөө жүрүүчүлөр айдоочулар үчүн коркуунучту жагдайлар жаратпаш керек. Ал үчүн автомобилдер жүргөн жолдорго чукул чыкпаш керек.

Айрым учурларда айдоочуларга караганда, жөө жүрүүчүлөргө жол берүү жинилирээк болот. Ошол үчүн жөө адам өткөөлдөөрү ылайыктуу учурларда өткүлө. Айдоочуларды да түшүнгүлө.

Тилекке каршы айрым жөө жүрүчүлөр өз өмүрун баалашпайт. Ар бири мени менен ушундай жагдай болбойт деп ойлойт. Бирок кыйраган адамдар да ушундай ойлошкон. Эми алар жок. Силерде болсо, өмүрдү сактаганга мүмкүндүк бар. Жол эрежелерди бузганда жөө жүрүүчүлөр көптөрдү коркунуч туудурган нерселерге салышат.

Ата-эенелер, силер балдарга кандай үлгү көрсөтөсүнөр? Балдарды коркунуч туудурган нерселерди алдын ала байкаганга үйрөткүлө. Алар күн сайын ушундай жагдайларды көрүшөт.

Жол эрежелерди бузбагыла жана ар дайым сак болгула.

Обсуждение

Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...

Войти