“B” жана “C” категориясындагы айдоочуларды даярдоо боюнча жаңы билим берүү стандарты коомдук талкууга чыгарылды

52 0

Водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах, подтверждают наличие права на управление транспортными средствами или составами транспортных средств соответствующих категорий и (подкатегорий):

Категории:
A B C D T
Подкатегории:
С прицепом:

- Мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт (легкие мотоциклы), - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

- Мотоциклы с рабочим объемом двигателя, превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, превышающей 11 киловатт, - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

- Моторизованные трициклы, квадроциклы - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

- Автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "А"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, - лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;

- автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "D"), разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг, - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

«Правила выдачи водительских удостоверений»:

- автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "D"), разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

«ЗАКОН О дорожном движении в Кыргызской Республике»:

- автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (категория "С"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

Подробное пояснение о категориях C и C1

- Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от восьми до шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет;

«Правила выдачи водительских удостоверений»:

- Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие шестнадцать и более сидячих мест, помимо сиденья водителя, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет;

«ЗАКОН О дорожном движении в Кыргызской Республике»:

- автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория "D"), - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет;

«Венская конвенция о дорожном движении»:

- Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Подробнее о различиях категорий D и D1

- автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг, - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим непрерывный водительский стаж не менее двух лет;

 - автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее трех лет;

Категория C1E

- автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее трех лет;

 - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет (для международных перевозок - не менее пяти лет);

Категория D1E

 - автомобили (подкатегории) "D1", сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг, - лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет (для международных перевозок - не менее пяти лет).

 - троллейбусы лицам, достигшим двадцати одного года.

Удостоверение тракториста-машиниста

А — гусеничные и колесные тракторы с двигателем мощностью до 25,7 кВт
Б — колесные тракторы с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт
В — колесные тракторы с двигателем мощностью свыше 77,2 кВт
Г — гусеничные тракторы с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт
Д — самоходные сельскохозяйственные машины
Е — машины мелиоративные, землеройные, дорожно-строительные, экскаваторы и погрузчики, с объемом ковша до 2,0 м³
Е1 — то же, с ковшом свыше 2,0 м³

Дополнительные отметки

По желанию граждан, при достижении соответствующего возраста и необходимого непрерывного стажа, после сдачи практического экзамена, в водительском удостоверении допускаются разрешающие отметки, в частности:

Категория ТС: предоставляет право на управление ТС категории:
«А»«А1» и «В1»
«В»«А», «А1», «В1» и «ВЕ»
«С»«А», «А1», «В», «В1», «С1» и «ВЕ»
«D»«С», «С1» и «D1»
«СЕ»«С1Е»
«DE»«СЕ», «С1Е» и «D1E»

Нормативные документы

Кыргыз Республикасынын Агартуу министрлиги “B” жана “C” категориясындагы автомобиль айдоочуларын даярдоого арналган мамлекеттик билим берүү стандартын (МББС) бекитүү жөнүндө буйруктун долбоорун коомчулукка сунуштады. Бул стандарт өлкөдөгү бардык айдоочулук окуу борборлорунда жана кесиптик билим берүү уюмдарында даярдыктын мазмунун жана сапатын бирдиктүү деңгээлге келтирүүнү көздөйт.


Жаңы стандарт эмне үчүн керек?

Бүгүнкү күндө айдоочуларды даярдоо программалары ар түрдүү: кээ бир жерде теорияга басым жасалса, башка жерде практика көбүрөөк берилет, ал эми заманбап санариптик окутуу ыкмалары бардык жерде колдонулбайт. Ушундай айырмачылыктарды жоюу үчүн МББС билим берүүнүн бирдиктүү жана заманбап талаптарын киргизет.

Жаңы стандарт төмөнкү минималдуу талаптарды белгилейт:

  • “B” жана “C” категориясындагы айдоочуларды даярдоонун мазмунуна жана түзүмүнө;
  • окутуунун жыйынтыгында бүтүрүүчү билүүгө жана жасай алууга тийиш болгон компетенцияларга;
  • материалдык-техникалык базага, окутуунун шарттарына жана санариптик окутуу куралдарына.

Бул талаптар өлкө боюнча бардык окуу жайларда окутуунун сапатын бирдей жана туруктуу деңгээлде камсыз кылууга жардам берет.


Бул өзгөрүү айдоочуларга жана окуу жайларга кандай таасир этет?

Келечектеги айдоочулар үчүн:

  • окутуунун мазмуну түшүнүктүүрөөк жана бирдей стандартта болот;
  • теориялык жана практикалык даярдык сапаты жогорулайт;
  • алган билим жана көндүмдөр жолдогу реалдуу талаптарга көбүрөөк шайкеш келет.

Окуу борборлору жана кесиптик билим берүү уюмдары үчүн:

  • программаларды түзүүдө так жана бирдиктүү талаптар пайда болот;
  • материалдык базага жана окутуунун шарттарына болгон талаптар айкын болот;
  • сапатка жоопкерчилик жогорулайт.

Мунун баары кошумча бюджеттик каражаттарды талап кылбайт — жаңы стандартты ишке ашыруу учурдагы ресурстук мүмкүнчүлүктөрдүн чегинде жүрөт.


Коомдук талкуу

Буйруктун долбоору ченемдик укуктук актыларды коомдук талкуулоонун бирдиктүү порталына жайгаштырылат. Бул — ар бир жаран, уюм же адис документ менен таанышып, өз пикирин жана сунушун бере алат дегенди билдирет.

Коомдук талкуу аяктагандан кийин бардык сунуштар каралып, “B” жана “C” категориясындагы айдоочуларды даярдоонун мамлекеттик стандарты расмий түрдө бекитилиши күтүлүүдө.

Обсуждение

Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...

Войти