Категории водительских прав
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.
4 основных категории: A B C D
4 подкатегории: A1 B1 C1 D1
Специальные: BE CE DE C1E D1E
Подкатегория А1
Мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (легкие мотоциклы)
Категория А
Мотоциклы с рабочим объемом двигателя, превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, превышающей 11 кВт
Подкатегория B1
Моторизованные трициклы, квадроциклы
Категория B
Автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "А"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми
Подкатегория C1
Автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "D"), разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг.
Подкатегория D1
Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя
Категория C
"
Закон КР о дорожном движении в КР": — Автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "D"), разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг.
"
Правила получения ВУ": — Автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "D"), разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.
______
Пояснение
Категория D
"
Закон КР о дорожном движении в КР": — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие 16 и более сидячих мест, помимо сиденья водителя.
"
Венская конвенция о дорожном движении": — Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
______
Пояснение
Категория BE
Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг
Категория CE
Автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг
Категория C1E
Автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг
Категория DE
Автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг
Категория D1E
Автомобили (подкатегории) "D1", сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг
Удостоверение тракториста-машиниста
А — гусеничные и колесные тракторы с двигателем мощностью до 25,7 кВт
Б — колесные тракторы с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт
В — колесные тракторы с двигателем мощностью свыше 77,2 кВт
Г — гусеничные тракторы с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт
Д — самоходные сельскохозяйственные машины
Е — машины мелиоративные, землеройные, дорожно-строительные, экскаваторы и погрузчики, с объемом ковша до 2,0 м³
Е1 — то же, с ковшом свыше 2,0 м³
Дополнительные отметки
По желанию граждан, при достижении соответствующего возраста и необходимого непрерывного стажа, после сдачи практического экзамена, в водительском удостоверении допускаются разрешающие отметки, в частности:
| Категория ТС: | предоставляет право на управление ТС категории: |
| «А» | «А1» и «В1» |
| «В» | «А», «А1», «В1» и «ВЕ» |
| «С» | «А», «А1», «В», «В1», «С1» и «ВЕ» |
| «D» | «С», «С1» и «D1» |
| «СЕ» | «С1Е» |
| «DE» | «СЕ», «С1Е» и «D1E» |
Баарына белгилүү абал: биринчиси турат экинчиси сигнал берип жатат.
Экөө тең туура кылып жатам деп ойлоп жатышат. А сиз, төмөнкү абалда эмне кылат элеңиз?
Т сыяктуу кесилиш. Жибек Жолу / Фучик.
Батыш багытында жылып жатабыз. Оңго бурулууга эки тилкеден (тең) уруксат берилген. Ортоңку катарды ээлейбиз жана оңго бурулууга аракеттенебиз. Светофордун кошумча бөлүгүндө (секциясында) оңго көрсөткөн жебеси (стрелкасы) жанды.
Биринчи автоунаа светофордун негизги жашыл белгисин (сигналын) күтүп, токтоп турат.
ЖКЭде бул жөнүндө эмне деп айтылганын карап көрөлү:
7.6. пунктунда жебелер тууралуу мындай деп айтылган: «Кыймыл светофордун жебелери тараптан көрсөтүлүүчү багыттары боюнча гана светофордун уруксат берүүчү сигналы иштетилген учурда жүзөгө ашырылат»
Бул аракеттин багытка жайылтылуусуна көңүл буруңуздар. Бул жерде анын аракети четки катарга гана жайылтылат деп айтылган эмес. Жанып турган жебе көрсөткөн багытка уруксат берет, бирок кайсыл катардан бурулууга уруксат экендиги Эрежеде баса айтылган эмес. Эгерде тийиштүү уруксат жолбелгиси болсо, жебе жанып турган учурда экинчи катардан эле эмес, үчүнчү, төртүнчү катарлардан да баштап бурулса болот.

Башкача айтканда эгерде оңго көрсөткөн жебе жанып турса жана ошондой эле оңго буруулууга уруксат берген жолбелги болсо, анда светофордун негизги жашыл белгисин күтпөй эле бурула берсе болот.
Кесилиштин мындай түзүмү жолду бошотуу максатында жасалган. Ошол үчүн урматтуу айдоочулар. Кошумча жолтыгын пайда кылбагыла. Оңго көрсөткөн жебе жанган болсо, оңго бурула бергиле.